Автор: . Дата создания:

Ко Дню Республики в Сенно приурочили открытие памятного знака в честь землячки Матрены Маркевич – автора узора, который взят за основу орнамента на флаге Беларуси.

«Восходящее солнце» – именно так трактуется узор, вышитый в 1917 году сенненской крестьянкой. Из поколения в поколение передалось народными мастерами значение каждого символа. Орнамент на рушнике можно читать как послание. В частности, ромб – знак восходящего солнца, а также «ключ к счастью», пожелание благоприятного развития событий. Фигуры справа и слева от него говорят о благосостоянии и богатстве. Две крестообразно пересеченные линии с четырьмя точками между ними внутри ромба означают засеянное поле. Присутствуют здесь и символы продолжения жизни, возрождающихся хлебов, пожелание, чтобы все, что просит человек, сбылось.

Кстати, Беларусь была одной из первых стран, использовавшей национальный орнамент в качестве элемента государственного флага. В свое время автора узора, который взят за его основу, знал ограниченный круг лиц. На Сенненщине, где жила мастерица, имя Матрены Маркевич ни о чем не говорило. Жила и умерла она простой крестьянкой. И только спустя многие годы благодаря настойчивости местного краеведа Василия Бондаревича на родине отдали дань памяти  народной умелице.

– Во многих источниках написано, что Матрена Маркевич родилась в Костелище. Это не так. Там она похоронена, а ее родина – деревня Климовичи, – рассказывает Василий Викторович и поясняет, что орнамент с рушника сенненской крестьянки предложил для государственной символики ее родной брат – этнограф, доктор искусствоведческих работ Михаил Кацер.

Его в 1951 году пригласили в Академию наук и предложили принять участие в создании эскиза нового флага БССР. Было пожелание ввести в изображение детали, которые бы отражали национальные особенности. Тогда Михаил Кацер обратил внимание на рисунок орнаментального узора «Восходящее солнце», вышитого  на рушнике его сестрой и хранившегося в довоенном архиве Белпромсовета.

В архиве, собранном Василием Бондаренко, есть фотография Михаила Кацера с надписью: «Я от Сталина ушел, остался жив, я от Гитлера ушел, остался жив, привет молодым строителям жизни». Василий Викторович много лет посвятил изучению биографии своих земляков, переписывался с дочкой и внучкой Матрены Маркевич, нашел ее могилу, затерянную на окраине деревни, сожженной фашистами и исчезнувшей с карты района. Работая в школе, составил программу по краеведению, в которую включил главу о мастерице. Во многом благодаря ему в местном музее появился уголок, рассказывающий о простой деревенской женщине, оставившей свой след в белорусской государственной символике. Хранится здесь и письмо Зинаиды Пашкевич, которая рассказывает о своей матери:

"Маркевич (Кацер) Матрена Сергеевна родилась в 1886 году в семье зажиточного крестьянина, то есть «кулака». В доме росло семеро детей. Так как хозяйство было большое, то их с детства приучали к работе. Мама со взрослыми управлялась в поле, смотрела за младшими и так далее. У своей матери она переняла умение вышивать, вязать, прясть, ткать. Была редкой рукодельницей, умела моя мама и читать, и писать. Я помню ее очень умной и красивой женщиной. Вышла замуж за Алексея Захаровича Маркевича, как и она, походившего из богатых крестьян. В семье нашей никогда не было никаких раздоров, ссор, царили мир и взаимопонимание. Жили мы в достатке, так как мать и отец вели большое хозяйство. К сожалению, двое из шестерых детей моих родителей умерли еще маленькими от тифа. В 1933 году в нашей жизни наступила черная полоса: нас раскулачили, а отца забрали неизвестно куда. Мама не знала, как нас прокормить, и мы голодали. Когда создавались колхозы, она тоже вступила, думала, что хуже, чем есть, не будет. Но там ее не признавали, считали «кулачкой». Она была терпеливой и решительной женщиной. Когда началась война, на мамину долю выпало еще одно горе: смерть старшего сына, а моего брата Михаила. Мама изо всех сил старалась не падать духом. Она пекла хлеб, который мы относили партизанам. Из-за этого нас чуть не расстреляли. Горе и страдания преследовали маму всю жизнь. После войны она продолжала работать в колхозе. Не забросила и свое любимое дело: все так же вышивала, вязала, пряла. Она обладала очень хорошей зрительной памятью: все, что из увиденного понравилось, могла вышить… Умерла мама в 1957 году, в возрасте 71 года».

Сейчас дочери мастерицы около 90 лет, живет она в Минске, как и внучка,  Дина Пашкевич. Они собираются приехать на открытие памятного знака. Недавно родственники передали музею много фотографий и документов, а также три изделия, выполненные руками Матрены Маркевич и хранившиеся в доме как семейные реликвии. Это вышитый рушник, рисунок которого можно прочесть как: «Много добра в родную хату», связанную ажурную скатерть и тканый половик.  

А вот найти тот самый рушник, который лег в основу орнамента флага Беларуси, не удалось. Как предполагает Василий Бондаревич, возможно, он пропал в годы войны или сгорел на даче Михаила Кацера, где тот хранил большую часть своего архива. Во время пожара погиб и сам хозяин. Но вышитый рукодельницей символ «Восходящее солнце» навсегда запечатлен в истории страны.

С предложением установить памятный знак в честь автора орнамента на флаге Беларуси Василий Бондаревич обратился к председателю Сенненского райисполкома Василию Череднику. Тот поддержал идею.  В районной газете проходило общественное обсуждение – люди высказывали мнения о том, где должна стоять конструкция.

– Мы даже не ожидали, что получим столько отзывов, – говорит начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Сенненского райисполкома Сергей Метелица.

В итоге знак будет установлен в сквере, прилегающем к центральной площади. Эскиз выполнил Василий Бондаревич, закончивший в свое время витебский худграф, а дополнил и воплотил его замысел в материале  известный скульптор Иван Казак. Бронзовая композиция, включающая символическую карту Беларуси, флаг, сноп и рушник с орнаментом, будет стоять на мраморной колонне с гербом Сенно. А памятная надпись увековечит имя сенненской мастерицы, вышившей для белорусского флага «ключ к счастью».

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.