Серьезное сосредоточенное лицо, пытливый и внимательный взгляд. Кажется, что перед нами педагог, бухгалтер, юрист. Но никак не художник. Его сложно представить с палитрой и кистью в руках. А точнее в левой руке, которой Василий Сватовский переносит на холст свои мысли, мечты, фантазии, впечатления.
Скромный художник из деревни Погодино Дубровенского района на лаврах не почивает – просто творит в мастерской, когда приходит вдохновение. А оно посещает мастера ежедневно – сегодня несколько набросков, завтра – этюд, а послезавтра – пейзаж акварелью. И так на протяжении полувека. Василий Петрович и сосчитать не может, сколько за это время из-под его кисти вышло картин. Последние 18 работ на военно-патриотическую тематику отправились на выставку в рамках «Славянского базара в Витебске».
В них – родные пейзажи Дубровенщины в военное и послевоенное время. Березки, под которыми захоронены погибшие при освобождении района воины, полуразрушенные и сожженные деревни, вдовы и дети-сироты... В основу сюжетов ложатся реальные события давно минувших лет, о которых поведали мать художника и книга «Память» Дубровенского района, люди, места родного Погодино.
Любовь к рисованию досталась Василию Сватовскому отнюдь не по наследству. Выходец из простой крестьянской семьи начал рисовать, едва ему исполнилось четыре года. Гроза, ромашки в поле, пчела на цветке, метель за окном – на бумаге появлялось все, что видела тонкая душа сельского мальчика.
Закончив Зарубскую десятилетку, в числе самой активной молодежи Дубровенщины Василий отправился на комсомольскую стройку в Новолукомль. Оттуда – в армию. Служил в ракетных войсках на границе с Польшей. За все эти годы ни разу не расставался с кистью и красками. Его работы в качестве подарков вместе с друзьями и сослуживцами разлетелись по разным уголкам мира.
После службы парень мечтал поехать покорять столицу Беларуси. Однако судьба распорядилась иначе. Тяжело заболела мама Василия, и он вернулся в свою деревушку, чтобы ухаживать за ней. И здесь приключилась беда с самим парнем – в результате несчастного случая он получил серьезную травму и долгое время был прикован к постели.
– Тело парализовало, говорить не мог, не знаю, как выжил и превозмог болезнь, – рассказывает Василий Петрович. – Как только смог сидеть и двигать левой рукой – стал пробовать рисовать ею. Правая не функционирует до сих пор.
Однако, как говорят, не бывает худа без добра. В то время, когда Василий Сватовский проходил реабилитацию в областной больнице в Витебске, судьба свела его с одним удивительным человеком, который знал толк в искусстве. Увидев работы Василия, тот посоветовал ему отправить некоторые из них в заочный народный университет искусств в Москву. Попытка – не пытка. И через два месяца, сдав экзамены, Василий стал студентом вуза. Между сессиями ходил на этюды, работая с двойным энтузиазмом.
– Чтобы купить акварель, холсты, хорошие кисти, масляные краски, приходилось ездить в Минск, – делится воспоминаниями художник. – У нас всего этого было не достать. Тяжелые были времена. Порой приходилось отказывать себе в куске хлеба.
Именно в этот период, 30 лет назад, в Дубровно состоялась и первая персональная выставка Василия Сватовского. Это еще одна победа на пути к мечте.
После получения диплома художник пошел работать учителем рисования в Зарубскую школу. И опять стал студентом, только теперь Витебского университета им. П. Машерова.
Сегодня работы Василия Сватовского знают не только в Беларуси. На стене в гостиной его дома – галерея из благодарственных писем и дипломов за участие в выставках в нашей стране и Смоленской области России, за помощь в организации творческих мероприятий. А совсем недавно, во время фестиваля «Дняпроўскія галасы ў Дуброўне», Василий Сватовский был принят в члены Академии народного искусства России. Свидетельство и членский билет ему вручил президент академии Виктор Пензин.
…Дом в Погодино, где живет художник, утопает в зелени. Здесь нет столичного комфорта и всех благ цивилизации, о которых мечталось в юности, зато из окна видны милые сердцу березы и полевые ромашки. И если бы ему сейчас предложили переехать жить в столицу, Василий Петрович отказался бы наотрез.
– Здесь моя душа, моя история, – говорит мастер. – А еще – десятки интересных местечек малой родины и судеб, которые не легли пока на холст.
Фото Ольги Лебедевой.