Автор: . Дата создания:

«А вы видели постановку Полтавского академического областного театра кукол про Шагала? Удивительно! Полнейший восторг! И актеры имеют внешнее сходство с персонажами! А игра?! Очень проникновенно!», – приблизительно так витебские театралы высказывались по поводу спектакля для взрослых «Портрет с летающими часами. Марк Шагал», который, вне всяких сомнений, стал главным украшением проекта «Кукольный квартал» на нынешнем «Славянском базаре».

Несмотря на то, что спектакль, повествующий об основных вехах жизни нашего знаменитого земляка, длился менее часа, он оставил неизгладимые впечатления у зрителей. Потому что все продумано до мелочей. Музыка. Световое оформление. Декорации. Лично у меня сложилось такое ощущение, что эта постановка не про Шагала, а самого Шагала. На мой взгляд, будь он режиссером, он рассказал бы про родной, непонимающий и не принимающий его Витебск начала XX века, кичливый Петербург, экстравагантный и многоликий Париж именно так: без диалогов, короткими, но очень емкими и точными репликами.

«Приличное это ремесло – искусство? Какой он художник? Ни продать, ни купить… Лучше быть торговым агентом», – пожимали плечами многочисленные тетеньки и дяденьки из Витебска. Но в талант молодого художника поверила Белла – муза, невеста, жена. «Скажите, не видели ли вы того, кого любит душа моя!», – спрашивала у людей девушка, когда Шагал уехал в Питер, где в его адрес сыпалось «еврей, чужой, безродный»,  а затем во Францию.

«Меня зовут Марк. У меня слабый желудок и совсем нет денег, но говорят, что есть талант», – пытался заявить о себе начинающий художник за границей. «Дикарь из России! Вы видели, как поют его краски?» – восклицали знающие в искусстве толк французы.

«Брожу по миру, как в глухом лесу, то на ногах пройдусь, то на руках…», – стихи Шагала очень точно передают его внутреннюю борьбу, взросление и становление как художника. Вместе со своей возлюбленной на летящих часах времени он пересекает границы веков и пространства. На этих же часах он постоянно возвращается на Родину. В мыслях. В мечтах. «Быть может вслед за Европой меня полюбит и моя Россия», – не теряет надежды Марк. Но в ответ он слышит: «Скажите, а почему все синее? А почему коровы летят по небу? Почему? Почему?»… Зато этот вопрос совершенно не интересовал зрителей, которые смотрели спектакль, затаив дыхание, временами тишина прерывалась дружным смехом, в конце зал буквально взорвался от шквала аплодисментов. И неудивительно. В прошлом году на Международном театральном фестивале «Белая вежа» в Бресте «Портрет с летающими часами. Марк Шагал» получил награду как лучшая постановка кукольного театра.

Но, несмотря на то, что спектакль в репертуаре полтавцев уже около четырех лет, молодая актриса Марина Библа, для которой роль возлюбленной Марка Шагала, была первой серьезной работой, после каждого показа анализирует свои ошибки.  

«Каждый спектакль – это что-то новое, это искание чего-то в себе, в окружающих, в актерах, которые с тобой работают, и, конечно, в самом Шагале, – призналась Марина в беседе с корреспондентом «ВВ». – В Витебске я впервые. Мне очень понравился город, но я его себе представляла совершенно по-другому. Поэтому когда приехала, не знала, разочароваться мне или наоборот восхититься. Витебск  оказался абсолютно не провинциальным городком, а европейским. И мне он очень понравился. Здесь такие добросердечные люди, везде теплый прием. И зрители у вас какие-то другие: более театральные, понимающие. У нас в Полтаве спектакли для взрослых идут редко, поэтому многие не понимают метафор, иронии. Люди выходят после показа неудовлетворенные и артисты из-за этого чувствуют себя некомфортно, а в Витебске все легко, понятно и прекрасно. И зрители были настолько открыты и мы для них открылись тоже, чувствовался взаимный обмен энергией. Приезд сюда, мне как бальзам на душу. И я не хочу уезжать…».

Фото Елены СЫС