Несмотря на то, что спектакль, повествующий об основных вехах жизни нашего знаменитого земляка, длился менее часа, он оставил неизгладимые впечатления у зрителей. Потому что все продумано до мелочей. Музыка. Световое оформление. Декорации. Лично у меня сложилось такое ощущение, что эта постановка не про Шагала, а самого Шагала. На мой взгляд, будь он режиссером, он рассказал бы про родной, непонимающий и не принимающий его Витебск начала XX века, кичливый Петербург, экстравагантный и многоликий Париж именно так: без диалогов, короткими, но очень емкими и точными репликами.
«Приличное это ремесло – искусство? Какой он художник? Ни продать, ни купить… Лучше быть торговым агентом», – пожимали плечами многочисленные тетеньки и дяденьки из Витебска. Но в талант молодого художника поверила Белла – муза, невеста, жена. «Скажите, не видели ли вы того, кого любит душа моя!», – спрашивала у людей девушка, когда Шагал уехал в Питер, где в его адрес сыпалось «еврей, чужой, безродный», а затем во Францию.
«Меня зовут Марк. У меня слабый желудок и совсем нет денег, но говорят, что есть талант», – пытался заявить о себе начинающий художник за границей. «Дикарь из России! Вы видели, как поют его краски?» – восклицали знающие в искусстве толк французы.
«Брожу по миру, как в глухом лесу, то на ногах пройдусь, то на руках…», – стихи Шагала очень точно передают его внутреннюю борьбу, взросление и становление как художника. Вместе со своей возлюбленной на летящих часах времени он пересекает границы веков и пространства. На этих же часах он постоянно возвращается на Родину. В мыслях. В мечтах. «Быть может вслед за Европой меня полюбит и моя Россия», – не теряет надежды Марк. Но в ответ он слышит: «Скажите, а почему все синее? А почему коровы летят по небу? Почему? Почему?»… Зато этот вопрос совершенно не интересовал зрителей, которые смотрели спектакль, затаив дыхание, временами тишина прерывалась дружным смехом, в конце зал буквально взорвался от шквала аплодисментов. И неудивительно. В прошлом году на Международном театральном фестивале «Белая вежа» в Бресте «Портрет с летающими часами. Марк Шагал» получил награду как лучшая постановка кукольного театра.
Но, несмотря на то, что спектакль в репертуаре полтавцев уже около четырех лет, молодая актриса Марина Библа, для которой роль возлюбленной Марка Шагала, была первой серьезной работой, после каждого показа анализирует свои ошибки.
«Каждый спектакль – это что-то новое, это искание чего-то в себе, в окружающих, в актерах, которые с тобой работают, и, конечно, в самом Шагале, – призналась Марина в беседе с корреспондентом «ВВ». – В Витебске я впервые. Мне очень понравился город, но я его себе представляла совершенно по-другому. Поэтому когда приехала, не знала, разочароваться мне или наоборот восхититься. Витебск оказался абсолютно не провинциальным городком, а европейским. И мне он очень понравился. Здесь такие добросердечные люди, везде теплый прием. И зрители у вас какие-то другие: более театральные, понимающие. У нас в Полтаве спектакли для взрослых идут редко, поэтому многие не понимают метафор, иронии. Люди выходят после показа неудовлетворенные и артисты из-за этого чувствуют себя некомфортно, а в Витебске все легко, понятно и прекрасно. И зрители были настолько открыты и мы для них открылись тоже, чувствовался взаимный обмен энергией. Приезд сюда, мне как бальзам на душу. И я не хочу уезжать…».
Фото Елены СЫС