Автор: . Дата создания:

Национальный академический театр имени Якуба Коласа предложил зрителям погрузиться в эстетику одного из патриархов русской драматургии Максима Горького, поставив его семейную драму «Последние». 

Все пьесы этого классика отличаются ярко выраженной социальной проблематикой. Горький в своих произведениях прописывает сложные характеры, поднимает общечеловеческие темы, актуальные во все времена, и это привлекает к ним внимание постановщиков.

«Последние» – не самая известная пьеса, у всех на слуху «Мещане», «Васса Железнова», которые, кстати, шли на коласовской сцене. Но худрук театра Михаил Краснобаев решил взять именно эту семейную драму, чтобы порассуждать о взаимоотношенях отцов и детей, ответственности старшего поколения за тех, кто придет ему на смену. О том, как ошибки родителей отражаются на потомстве.

Символично, что главными сценическими образами спектакля стали камин и обеденный стол, олицетворяющие семейное благополучие. (К слову, художник-постановщик Светлана Макаренко). Но в данном случае эти предметы быта выступают диссонансом с атмосферой в доме Коломийцева, где все пропитано ложью, корыстью, болезненным безволием, что приводит к разрыву родственных духовных связей.

Драматург сам закладывает эти противоречия и в именах героинь. Так, бесхарактерную жену Коломийцева, которая закрывает глаза на грубость и измены мужа, зовут Софьей, что с древнегреческого означает «мудрая», дочь-горбунью – Любовью, ее корыстную сестру – Надеждой, а самую младшую, разуверившуюся в жизни, – Верой.

Максим Горький написал пьесу в 1908 году, когда рушились устои общественного устройства, а вместе с ними и семейные ценности. В то время цензура усмотрела в этой драме революционный дух и запретила ее постановку. Она вышла на сцену после переработки. Сегодня пьеса «Последние» приобретает другое звучание, акцентируя внимание на взаимоотношениях родных людей. На первый план выходит вопрос: какое нравственное наследие родители, поправшие законы чести и морали, оставят своим детям?

Для постановки режиссер взял перевод классика белорусской литературы Кузьмы Чорного, на коласовской сцене спектакль идет под названием «Апошнiя». Как пояснил Михаил Краснобаев, работа над произведением Максима Горького, которое он относит к классике высокой пробы, чрезвычайно полезна для труппы.

– Здесь все прописано сверху донизу, нужно только грамотно прочесть и воплотить на сцене, – отметил режиссер и добавил, что постановку можно расценивать своеобразным мастер-классом по известной системе Станиславского.

И многие коласовские артисты успешно справились с этим уроком. Особо хочется отметить Елену Шерепченко и Светлану Суходолову, создавших запоминающиеся образы матери и дочери. Впрочем, весь актерский ансамбль (в спектакле заняты Георгий Лойко, заслуженный артист Беларуси Вячеслав Грушов, Евгений Лукьянов, Виктория Шамардина и другие) неплохо выполнили  непростую задачу сыграть классику.

А насколько это будет интересно зрителям, станет ясно после нескольких показов. Публика, как говорят, голосует ногами и аплодисментами. Но в любом случае похвально желание театра взять в репертуар высокохудожественную драматургию.

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА