В этом году Национальный театр имени Якуба Коласа решил нарушить заведенную традицию открывать новый сезон легендарным спектаклем «Несцерка». Взамен поклонникам Мельпомены предложили трагикомедию «Шлюб па-італьянску».
Поставил пьесу итальянского драматурга Эдуардо Де Филиппо «Филумена Мартурано» заслуженный деятель искусств России Юрий Пахомов, известный витебским зрителям по ряду успешных спектаклей на коласовской сцене. Главные роли сыграли заслуженные артисты Беларуси Галина Букатина и Георгий Лойко, для которых нынешний год юбилейный. Так что можно сказать, что свой 95-й сезон коласовцы начали с бенефиса. И в этом есть определенный подтекст. Главный в театре все-таки не директор, не худрук, не режиссер, а артист. Тем более в Коласовском, который всегда славился именно своей труппой.
Пьеса Эдуардо Де Филиппо дает возможность актерам проявить свое мастерство. Ее любят и режиссеры, и артисты. В ней, как говорят в театре, есть что играть. Уже первая постановка «Филумены Мартурано» в итальянском Неаполе в 1946 году имела такой успех, что исполнители были приглашены Папой Римским Пием XII на частную аудиенцию. Пьеса переведена на несколько иностранных языков (на белорусский перевод сделал известный поэт Алесь Рязанов), поставлена в разных странах. Многим сюжет известен по фильму Витторио Де Сика «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях.
«Филумена Мартурано» уже ставилась в Коласовском театре в начале 1980-х годов московским режиссером Борисом Эриным. Интересно, что в ней дебютировала в то время пополнившая труппу выпускница Белорусского театрально-художественного института Галина Букатина. Только тогда она играла второстепенную роль, а сейчас – главную.
Юрий Пахомов пояснил, что ставил спектакль о том, что люди не хотят брать на себя ответственность за тех, кто с ними рядом. Одни живут в свое удовольствие, другие подчиняются и страдают. Находясь вместе, многое не знают друг о друге, только в зрелом возрасте понимают, что им нужны семья, общий дом, дети.
– Конечно, эта история и про любовь. Про отношения мужчины и женщины, – подчеркнул режиссер.
Любви-то и не хватает в отношениях с Филуменой Мартурано богатому неаполитанскому предпринимателю дону Доменико Сориано. Они уже четверть века живут под одной крышей, но так и не узаконили свою связь. Более того, мужчина не только постоянно искал любовных приключений на стороне, но и решил вступить в брак с другой – молоденькой девушкой Дианой. Хитростью, притворяясь умирающей, Филумена заставляет Доменико обвенчаться с ней, но когда обман раскрылся, новоиспеченный муж решил разорвать брачные узы. И только узнав, что один из сыновей Филумены, о которых она рассказала спустя четверть века, – его, Доменико осознал, как крепко его связывают отношения с той, которая была рядом столько лет, прощала его и любила. Коллизии заканчиваются хэппи-эндом – все счастливы за большим семейным столом.
Художник-постановщик Валентина Правдина построила на сцене одновременно интерьеры и богатого неаполитанского дома, и вполне современной квартиры, где могло бы разворачиваться подобное действие. Актеры, исполняющие роли второго плана, создают атмосферу, в которой легко солировать главным героям. Гармонично вписываются в контекст постановки заслуженная артистка Беларуси Тамара Скворцова, артист Юрий Цвирко, Дарья Французова, для которой роль служанки – драматический дебют. Впрочем, и другие актеры не выпадают из заданного режиссером рисунка и темпа постановки. Солируют Галина Букатина и Георгий Лойко, для них, кажется, роли Филумены и Доменико стали родными и любимыми с первого взгляда.
В этом сезоне коласовцы порадуют зрителей и другими премьерами. Так, художественный руководитель театра Михаил Краснобаев репетирует пьесу Андрея Курейчика, написанную по рассказу Габриэля Гарсиа Маркеса «Старый-престарый сеньор с огромными крыльями». Для самых маленьких будут поставлены две сказки: «Все мыши любят сыр» и «Золушка». Труппа пополнилась тремя молодыми артистами, которых уже занимают во многих спектаклях.
Судя по аншлагу на открытии сезона, зрители соскучились по любимому театру и ждут от него новых встреч, сопереживаний и удивлений.
Фото Натальи Ловицкой-Ермоловой.