Автор: . Дата создания:

Во что играли мальчишки и девчонки в середине прошлого века, какие предметы заменяли им современные гаджеты, и что на самом деле представляла собой гравицаппа из фильма «Кин-дза-дза!». Это и многое другое можно узнать, побывав в витебском Музее мопедов и Студии советской игрушки, созданных Владимиром и Светланой Гордеевыми.

Аналогов нет 

Хотя Владимир утверждает, что он не коллекционер, но именно с собирания в детстве машинок началось его увлечение музейным делом.

– У меня их было более тысячи, целую стену отвел для размещения мини-моделей. Когда приобретал что-то новое, радовался, а потом досадовал, что мало кто видит мою коллекцию. То есть не было эмоциональной отдачи, – рассказывает Владимир Гордеев.

Следующий толчок дал сайт по истории мопедов, который он начал создавать. Сайт представлял собой этакую виртуальную экспозицию. Тогда же приобрел первый мопед, потом другие. Для того чтобы просто не исчезли редкие экземпляры. Пробовал делать выставки, в то время он жил в Москве. Переехав в Витебск, еще больше утвердился в том, что людям будет интересно погрузиться в прошлое. Свою коллекцию раритетов он показывал на различных площадках, а в январе этого года музей получил постоянную прописку в бывшем административном здании завода «Эвистор».

Этот адрес, который Владимир занес на карты «Яндекс» и «Гугл», быстро нашли все, кто увлечен техникой. В первую очередь байкеры, они приезжали большими группами и поодиночке.

– Как-то я встречал гостя из Казани, который специально сделал крюк в своем маршруте по Беларуси, чтобы побывать в музее, – говорит Владимир.

И российский байкер не пожалел. В экспозиции выставлены действительно уникальные экземпляры. Например веломотор Д4. В 1950-е годы в СССР он привел к появлению массового производства мотовелосипедов. Но самое любопытное – до сих пор его с небольшими доработками используют в Китае. Еще один раритет – мопед «Аркан» завода имени Дегтярёва. Это единственный экземпляр, который собрали, но не пустили в серийное производство.

Изюминку экскурсии по выставке придает и знакомство с той самой гравицаппой – ключевым элементом сюжета советского фантастического фильма «Кин-дза-дза!», поставленного режиссером Георгием Данелией. На самом деле это глушитель от веломотора. Гравицаппу, которая позволяла персонажам киноленты совершать мгновенные межгалактические перелеты, можно подержать и сфотографироваться с ней на память.

– Когда мы оформляли Музей мопедов, использовали для создания атмосферы предметы тех времен. Старые магнитофоны, детские педальные машины, игрушки. Люди стали приносить с собой вещи из своего детства. Так родилась идея основать еще одну экспозицию – Студию советской игрушки. Мой хороший товарищ Максим Жуков  выкупил помещение на этом же этаже, где располагается музей, и предложил мне его занять.

Не имей сто рублей 

Владимир Гордеев отмечает: если Музей мопедов создан для сохранения истории, то студия – генератор положительных эмоций. Каждый гость старше двадцати лет обязательно найдет вещь, про которую скажет: «О! У меня точно такое было!» или «Я такого никогда не видел».

Открывая дверь студии, переносишься в другое время, когда на портфелях катались со снежных горок, просыпались в пионерских лагерях под звук горна, маршировали под барабанную дробь, играли семьей в настольные игры и смотрели мультфильмы по диапроектору. Экраном служила белая простыня на стене.

– Из моего детства не осталось ни одной игрушки. Хотелось что-то найти, что сохранилось в памяти. И вот в коллекции появилась «Волга» 1971 года. На подобной я ездил в детском саду, – показывает знаковый для себя экспонат Владимир.

Он может долго рассказывать о каждом предмете, его историю, как  попал в коллекцию. Например, трех плюшевых мишек (это любимые игрушки его младшей дочери) подобрал у мусорных контейнеров в Москве и Витебске, четвертого прислали из Харькова.

– На днях ездил на вокзал – встречал посылку из Полоцка. Какие интересные вещи люди присылают! Из Минска получил два электронных тира, работающих. Из Ростова –  арифмометр. Есть вещи с историей. Так, одна женщина принесла сапоги, которые ее отец сшил для матери, – рассказывает  Владимир и поясняет, что с каждым гостем проводит столько времени, сколько тому интересно.

Путешествие в советское время порой растягивается на два часа. Взрослые погружаются в свое детство, а юное поколение с удивлением узнает, что 3D-изображение придумали очень давно и с интересом рассматривает стереокарточки и старый калькулятор, на котором считали их бабушки и дедушки. Неподдельный интерес вызывает игра «Веселый счет». На современном языке – бродилка, в которой вместо кубиков карточки с математическими примерами. Чтобы пойти вперед, надо решить задачку, не справился – возвращаешься назад.

Школьники с трудом понимают, как могли работать компьютеры, в которые вставлялись специальные кассеты, а вместо монитора использовался мини-телевизор.

Выставка игрушек интерактивная, то есть многие вещи можно потрогать. Особенно всем нравится подудеть в горн, постучать по барабану.

– Родителям интересно посмотреть, а детям – поиграть, – поясняет Владимир.

В планах у него обжить еще одно помещение, где будет обустроена фотозона в стиле советской квартиры. Вещи уже собраны, аутентичные, не стилизация. Здесь будут устраивать чаепития с самоваром и вареньем из вазочек. Играть в популярные в свое время настольные игры, смотреть диафильмы. Этим плотно займется Светлана, когда выйдет из декретного отпуска.

Студия советской игрушки работает всего пару месяцев, но уже ее посетили многие жители Витебска, а также туристы из России, Эстонии, Латвии, Германии. Бывали здесь китайские студенты, учащиеся из Минска. Срабатывает сарафанное радио, кто однажды побывал, советует знакомым. А иностранцы узнают из интернета. Планируя посещение достопримечательностей города на Двине, находят студию по метке на картах. Так что старую советскую игрушку продвигают современные технологии.

– Когда я задумывал экспозицию, руководствовался тем, что самому нравится. Может, поэтому такой подход вызывает интерес у гостей. Я не употребляю слово «посетители». Для меня все, кто заходит в музей и студию, – желанные гости. От общения с ними я получаю эмоциональную отдачу. Как, надеюсь, и они, погрузившись в минувшую эпоху, – подчеркнул Владимир Гордеев и добавил: для тех, кто придет с раритетом, вход бесплатный.

Фото Петра ЧИМКОВСКОГО