У светлого и доброго праздника Пасхи, как и у многих других дат, есть своя символика. Например, директор Бешенковичского районного Дома ремесел Олеся Овчинникова о раскрашивании яиц знает если не все, то очень многое.
– В 2008 году на базе научного областного методического центра были организованы курсы повышения квалификации. Как раз там мы и затронули пасхальную тему. Мастера показали различные техники росписи, которые только-только начинали возрождаться. Мне понравилось. Дальше методом проб и ошибок стала осваивать это ремесло дома, – говорит Олеся Ивановна. – Теперь в рамках Недели духовной культуры, которая ежегодно проходит в Бешенковичах, проводим мастер-классы для школьников. Для различных выставок и ярмарок делаем пасхальные сувениры из различного материала – керамики, глины. Хендмейд вещи сейчас в моде, поэтому, например, на «Славянском базаре» бешенковичские изделия пользуются популярностью.
Глядя на работы Олеси Овчинниковой, понимаешь, что для такого мастера это утонченное дело – не профессия, а призвание. Она находится в постоянном творческом поиске, пробует себя в новых направлениях.
По словам мастера, писанка – это древняя традиция обрядовой росписи на яйце при помощи красок и пчелиного воска. В Бешенковичах, как и в других уголках Беларуси, узоры передаются из поколения в поколение.
Писанки – это обереги, разные по предназначению: для семьи, дела, детей, плодородия и целительные. Наши предки считали, что создание писанки – своеобразный обряд, с помощью которого можно повлиять и на будущую жизнь.
– Писанки – сложный способ раскрашивания яиц. Узоры выводят горячим воском при помощи писачка, или писала. У меня оно сделано из обыкновенной шпильки для волос, которую заточили и соединили с ручкой, – рассказывает Олеся Ивановна. – Потом яйцо макают в разведенную холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают и делают новый узор воском, после макают в другую краску. Когда все узоры выведены, надо осторожно стопить воск. Воск сходит легко, а то, что мы им закрасили, и становится рисунком.
Олеся Овчинникова подчеркнула, что вся композиция зачастую строится на трех элементах: точке, запятой и линии. Для бешенковичского региона характерны полихромные писанки.
Здесь почитали солнце, символ которого использовали не только в окрашивании яиц, но и при вышивке на рушниках. Частым узором были и спирали, которые символизируют бесконечность, а также разнообразные кресты.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.