– Людям эта композиция нравилась, сожалею, что теперь ее нет, – говорит начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Наталья Гамзюк и поясняет, что «Тараса на Парнасе» забрали представители ООО «Литейный двор», – предприятия, которое изготовило скульптуру.
Мы связались по телефону с его директором Николаем Столяром, который отметил, что этот случай беспрецедентный для «Литейного двора». Предприятие выполняло работу согласно договору с Городокским УКС. Представители районной власти инспектировали изготовление скульптуры на всех этапах, принимали сначала ее в мягком материале, затем перед отправкой в Городок.
– Мне не раз звонили и напоминали об ответственности, о том, что композиция должна быть установлена к празднику, но с оплатой не спешили, обещали рассчитаться потом. Мы пошли на уступки, подписали договор с отделом идеологической работы, культуры и по делам молодежи о безвозмездном пользовании и привезли работу в Городок. Договор несколько раз продлялся, а затем мы получили письмо, что Городок отказывается от памятника, – поясняет Николай Столяр.
Он недоумевает, как такое могло произойти. ООО «Литейный двор» выполняло немало ответственных заказов, в том числе и в нашей области. Это памятные знаки «Вишня» в Глубоком, «Святые Петр и Феврония» в Сарье Верхнедвинского района, «Гулливер» в Орше, «Детям войны» и «Встреча» в Витебске. Среди последних – площадь Государственного флага Республики Беларусь в Минске. Но впервые приходится демонтировать памятник.
– Мы вложили немалые деньги в изготовление и не получили ни копейки, скульпторы Иван Казак и Сергей Сотников, выходит, тоже работали бесплатно. На этапе последних разбирательств нам стали говорить, что стоимость памятника завышена. Мы готовы предоставить полную калькуляцию и даже снизить цену, но городокские власти не предлагают такой вариант, – говорит Николай Столяр.
Председатель областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская с грустью констатирует, что витебские художники и скульпторы порой работают, полагаясь лишь на обещания и доверие к заказчику, и, случается, с ними не расплачиваются. Обидно, когда это официальные заказы.
– Я уже не говорю о творческом вкладе, но тратятся собственные деньги на материалы, поездки в Минск на согласования, на литейные предприятия. Я убеждена, что в данном случае скульпторы поплакались и оставили все как есть, но за них вступилось солидное предприятие. Его можно понять, ведь это производство, где нужно платить людям зарплату, налоги, – считает Светлана Баранковская.
Заместитель председателя Городокского райисполкома Надежда Бурунова подтверждает, что решение об установке скульптуры в честь знаменитого произведения Константина Вереницына было правильным. С 1998 года в Городке проводится праздник народного творчества, белорусской поэзии и фольклора «Гарадоцкі Парнас», посвященный поэту-земляку, разработан туристический маршрут. Так что композиция была к месту, и деньги на ее изготовление были предусмотрены. Но в ходе подготовки к «Дажынкам» появились другие более важные объекты, а сегодня посчитали, что «Литейный двор» запросил слишком большую сумму.
– Этот вопрос прорабатывается, как он будет решен, пока не готова сказать, – сказала Надежда Бурунова.
Руководство предприятия-изготовителя «Тараса на Парнасе» и витебские скульпторы надеются, что компромисс будет найден, и литературный герой, ставший брендом Городка, вернется на родину.