Автор: . Дата создания:

Специальной премией Президента Беларуси, которая вручается деятелям культуры и искусства в рождественские дни, отмечен коллектив Витебского областного методического центра народного творчества. Так высоко оценены его достижения в сохранении историко-культурного наследия Беларуси, возрождении традиционной технологии изготовления глиняных игрушек Оршанского Поднепровья и Витебского Подвинья.

 

Данная награда, как отметила директор ОМЦНТ Екатерина Лабуко, – результат многолетней совместной работы специалистов методического центра и мастеров, которые изучали и возрождали древний народный промысел.

Традиционная глиняная игрушка связана с мифологическими представлениями кривичей, населявших верховья Днепра и Западной Двины. В ней заложен глубокий символизм. Архаичные пластические формы и способы изготовления вобрали ремесленный опыт многих поколений. В ходе исторического развития сакральная символика трансформировалась, но с давних времен глиняная народная игрушка сохранила свою этнокультурную идентичность.

– Как-то в одной из книг я прочла, что данный вид народного искусства был широко распространен в Беларуси, а затем незаслуженно забыт. Это подтолкнуло к мысли о возрождении промысла, тем более что на Витебщине были мастера, изготавливавшие глиняные игрушки. В частности, Анна Марачёва из Дубровно. Ее свистульки стали достоянием музеев Минска, Москвы и Санкт-Петербурга, – рассказала Екатерина Лабуко.

Толчок дал международный фестиваль песни и музыки «Дняпроўскія галасы ў Дуброўне», в рамках которого в 2015 году был организован первый в Беларуси конкурс свистульки «Соловейка». Он собрал участников из разных регионов Беларуси и России. С тех пор праздник глиняной игрушки прописался на берегах Днепра, а в позапрошлом году «Соловейка» прилетел в Город мастеров на «Славянском базаре в Витебске». Мастера не только состязались в искусстве изготовления игрушек из глины, но и устроили большой концерт художественного свиста.

– По сей день конкурс свистульки проходит только на Витебщине. За прошедшие годы значительно расширился круг мастеров, которые занялись возрождением народного промысла, причем, характерного для своего региона. Они ездили в экспедиции, изучали материалы в музеях, воссоздавали экземпляры, обнаруженные во время раскопок, – отметила Екатерина Лабуко.

А находки были поистине уникальные. Например, глиняные антропоморфные игрушки XVII века, найденные на берегах Западной Двины, свистулька в виде лошади с седлом, улльский человечек, волаа (исполин, который напоминает инопланетянина).

– Свистульки служили оберегами, по глиняным зверюшкам дети изучали окружающий мир. Кроме того, они были просто украшением дома, – продолжила Екатерина Лабуко, отметив большую заслугу в изучении истории и старинных технологий народного промысла ведущего методиста ОМЦНТ, кандидата искусствоведения Людмилы Вакар.

Проделанная за прошедшее десятилетие исследовательская и практическая работа дала плоды. В октябре прошлого года технологию изготовления глиняных народных игрушек Оршанского Поднепровья и Витебского Придвинья внесли в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Носителями старинного промысла признаны восемь мастеров. У каждого свой, присущий конкретному региону, способ изготовления, отличительные формы и мелодии. Так, Владимир Квашко из Сенно, который, кстати, стал обладателем Гран-при последнего конкурса «Соловейка», делает глухаревскую свистульку (по имени старого мастера Геннадия Глухарева) в виде жаворонка или павлина с хохолком и хвостом. Ольга Алексеева и Людмила Червинская из Дубровенского района возродили игрушки Анны Марачёвой, которые удобно ложатся в руку. Кроме того, дубровенские свистульки сюжетные – муж с женой несут птицу, которая свистит.

Екатерина Зеленская лепит свистульку в виде человечка, похожего на комедианта на конике. Видно, этот образ отражал базарную жизнь города, героями которой были бродячие артисты. Конек Алеси Сарбаш из Витебского района – всадник, которого в здешних краях называли «малец». Олеся Овчинникова из Бешенковичей воссоздала волата и барашка, которого нашла у себя на огороде. И судя по всему, ему лет 500.

Коронная глиняная игрушка Ирины Вороны из Лиозненского района – петух на одной ноге – будто взята с картины Марка Шагала, а у Татьяны Шинкаревой из Орши свистулька разливается соловьем – такой эффект дает вода, которую наливают в полость.

– В нынешнем году планируем провести пленэр и позвать на него всех, кто хочет научиться этому старинному промыслу. Мечтаем приобрести печь для обжига. А лучше две, одну для Дубровно, откуда начиналось возрождение народной глиняной игрушки, вторую для центра народного творчества, где тоже есть талантливые мастера, – поделилась планами Екатерина Лабуко.

Фото предоставлено ОМЦНТ