Автор: . Дата создания:

Зачем людям ангел? Этот вопрос задает новый спектакль «Стары-стары сеньёр з вялізнымі крыламі», поставленный художественным руководителем Национального театра имени Якуба Коласа Михаилом Краснобаевым.

Для откровенного разговора со зрителями режиссер выбрал произведение нобелевского лауреата Габриэля Гарсиа Маркеса «Очень старый человек с огромными крыльями». Рассказ написан в 1968 году в стиле магического реализма, в котором мистические элементы включены в повседневную жизнь. Поведанная Маркесом история о встрече ангела с людьми, столкновении духовного и прагматичного миров, выборе, стоящем перед человеком, сразу привлекла кинематографов и театральных режиссеров. По рассказу были написаны киносценарии и сняты фильмы, созданы спектакли.

Михаил Краснобаев предложил авторское прочтение произведения колумбийского писателя и расставил свои акценты.

«Стары-стары сеньёр з вялізнымі крыламі» – это и притча, и сказка для взрослых с философским подтекстом, и фантастическая история, которая иносказательно рассказывает о том, с чем мы сталкиваемся в реальной жизни.

Однажды во дворе, где живет простая семья – Пелайо и Элисенда, появляется очень старый человек с огромными крыльями. Он напоминал нищего или матроса, потерпевшего кораблекрушение. Но соседка, которая знает ответы на все вопросы, сказала, что это ангел. Муж с женой сначала хотели отпустить без-обидного старика. Но, обратив внимание, что неожиданно их болеющий ребенок выздоровел и это как-то связано с необычным гостем, решили его оставить. Поселили бедолагу в курятнике, а когда молва о необычном ангеле облетела деревню и люди хотели посмотреть на него, муж с женой поняли, что на этом можно заработать. Они стали брать деньги с тех, кто приходил выпросить у ангела какие-то блага для себя.

Но вскоре очереди у дома Пелайо и Элисенды исчезли, людей привлекло другое чудо, появившееся в этих краях, – женщина-паук, которая выступала на арене странствующего цирка. Старик с крыльями перестал интересовать, тем более местный священник так и не дал ответа, ангел это или старый-престарый сеньор, который, казалось, уже не подавал признаков жизни.

Но однажды, когда люди оставили его как не приносящую пользу вещь, старик поднялся, расправил свои ставшие белыми крылья и покинул дом, в котором вновь болезненно заплакал ребенок.

Коласовская постановка ставит перед зрителями немало вопросов о смысле и ценностях жизни. О чем мы попросим, встретившись с ангелом, и узнаем ли добродетель в рваных одеждах? Условность, заданная в спектакле, еще больше обнажает реальную действительность. А гиперболизированные сценические образы выполняют роль зеркала, в котором каждый может увидеть свои черты.

Спектакль обнажает обыденность и жестокость мира людей, их неумение при взгляде на разные вещи видеть суть. Они не верят в ангела, не похожего на их представление. Старый-престарый сеньор с огромными крыльями не вызывает у них добрые чувства, только желание получить свое.

В стилистику театральной постановки органически вписываются декорации и костюмы, созданные художницей Натальей Ловицкой-Ермоловой. Сложился замечательный сценический ансамбль, где, несомненно, солирует исполнитель роли старика-ангела Геннадий Гайдук. Герой артиста не произносит ни слова, но цементирует все действие. Следует также отметить игру Юрия Цвирко, создавшего образ отца Гонсага, а также Тимура Жусупова (Пелайо) и Тамары Краснобаевой-Черняк (Элисенда). Хороши в эпизодах Раиса Грибович и Евгений Береснев. Впрочем, все артисты справились со своими задачами и сообща создали атмосферу спектакля, который не заканчивается после закрытия занавеса.

Фото Татьяны ГОРОВОЙ.