Автор: . Дата создания:

На склоне лет Марк Шагал писал: «... В нашей жизни, как на палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и Искусству. Цвет любви». Этим цветом, казалось, были раскрашены витебские улицы, на которых проходило праздничное действо под названием «Свадебная феерия «Влюбленные над городом». Этот культурный проект был задуман витебскими властями в целях повышения туристической и инвестиционной привлекательности северной столицы в мае нынешнего года. В течение двух месяцев прошло несколько мероприятий, приуроченных к 100-летию бракосочетания знаменитого художника, но главные выпали на минувшие выходные.

Художественной увертюрой свадебной феерии стало открытие в пятницу, 24 июля, фотовыставки «100 мадонн» Сергея Воронина из Москвы. Автор создал галерею русских женщин, озаренных светом любви. После вернисажа Сергей вместе с приехавшими на праздник другими российскими художниками отправился снимать сюжеты для нового проекта – «Городу Марка Шагала посвящается…», результатом которого станет выставка фоторабот о Витебске в Москве.

Торжественное открытие культурного проекта прошло в субботу на площади Тысячелетия. Жители и гости города увидели летающих акробатов, юных художников с огромными карандашами и кистями, танцующие пары в свадебных нарядах. Приехали на праздничное действо Марк и Белла. В роли главных героев выступили артист Коласовского театра Евгений Лукьянов и студентка Александра Шевченко. После окончания воздушно-циркового представления зрители отправились вслед за свадебной каретой на улицу Покровскую, чтобы посмотреть там символический обряд бракосочетания в иудаизме – хупа.

Здесь во дворе родительского дома художника, где сейчас размещается музей, собралось немало желающих увидеть свадьбу Марка Шагала и его возлюбленной музы. Хотя обряд был невзаправдашний, но максимально похожий на тот, совершенный 25 июля 1915 года и соединивший еще неизвестного художника, сына грузчика в лавке торговца селедкой, и дочь состоятельного ювелира Розенфельда.

Как пояснил раввин общины прогрессивного иудаизма Григорий Абрамович, который приехал из Минска, чтобы совершить символический обряд, хупа — балдахин, под которым пара стоит во время брачной церемонии. Она символизирует будущий дом, который молодожены построят вместе. Согласно традиции молодые обменялись кольцами, выпили вино из одного бокала, получили документ о бракосочетании. Затем началось веселье, в котором приняли участие ансамбль еврейской музыки из Бобруйска, самодеятельные витебские артисты.

Праздник продолжился на улицах Витебска. На Кирова организовали торговлю сувенирами и изделиями народных мастеров, на Суворова – демонстрацию свадебных нарядов, на Пушкинской площади – выставку свадебных автомобилей. А в одном из дворов в центре города на трансформаторной будке появился портрет Марка Шагала, нарисованный стрит-арт-командой «Street-Skills».

В этот же день, а также в воскресенье прошли 25-е международные Шагаловские чтения. В них участвовали исследователи из Беларуси, России, Японии, США и Латвии. Всего же, как пояснила на открытии историк, много лет возглавлявшая музей Марка Шагала Людмила Хмельницкая, за четверть века в Витебск на чтения приезжали представители 12 стран. Большинство прозвучавших материалов было опубликовано в трех выпусках «Шагаловского сборника» и «Бюллетене музея Марка Шагала».

Завершился субботний день световым шоу «Влюбленные над городом». Образы шагаловских картин появлялись на витебской ратуше и исчезали в ночном небе. Полет родных душ, символизирующий единство земной и небесной любви, воспел на своих полотнах художник, который прославил Витебск на весь мир. И город все чаще вспоминает об этом.

А в воскресенье жители и гости города увидели Марка Шагала на сцене театра имени Якуба Коласа. Спектакль «Шагал… Шагал…» стал завершающим аккордом свадебной феерии.

Фото Татьяны ПАСТЕРНАК.