Автор: . Дата создания:

Вчера в Витебске торжественно открылся Международный фестиваль современной хореографии IFMC-2013. Но начался он еще в минувшее воскресенье концертом в Национальном Большом театре оперы и балета Республики Беларусь. На академической сцене в Минске выступили Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова» и компания танца «Фреска» из Израиля. Панфиловцы показали свою давнюю работу «Клетка для попугаев», израильтяне – спектакль «Церберы». А во вторник, 19 ноября, с этой постановки на тему древних мифов началась неделя современной хореографии в Витебске.

Танцевальный коллектив «Фреска» впервые на витебском фестивале, но его хорошо знают не только в Израиле, но и в Китае, Корее, Польше, Румынии, Италии, многих других странах. Создан он в 2002 году хореографом ЙорамомКарми. Суть творческого процесса, как поясняет основатель коллектива, – идея движения как искусства выражения мыслей и чувств. Она в полной мере просматривается в спектакле «Церберы». В основе постановки – мифологические сюжеты, связанные с многоголовым псом, охраняющим выход из царства мертвых. Хореограф по-своему с помощью языка танца трактует образ этого существа, который не позволяет человеку перешагнуть определенную грань.

Для воплощения идеи борьбы добра со злом, разума и чувств, вечного движения жизни ЙорамКарми использовал специальную платформу. Она то приобретает очертания плота, по которому перевозили через реку забвения души умерших в мир теней, то олицетворяет всевидящие глаза Цербера, вращающиеся на 360 градусов. Эта движущаяся конструкция – сложное техническое сооружение, которым управляет сам хореограф. Ее доставляли в Беларусь сначала морем, затем сушей. Но это только форма, создающая новые возможности сценической выразительности. Главное все же – танец, которым артисты «Фрески» владеют виртуозно. ЙорамКарми собрал интернациональную труппу: в коллективе есть танцоры из США, Австралии, Словении. Все с отличной хореографической подготовкой. Кстати, в Израиле современная хореография входит в программу общеобразовательных школ, так как считается, что этот вид искусства развивает не только тело, но и интеллект.

После спектакля ЙорамКарми сделал комплимент витебским зрителям, назвав их образованными, чуткими к восприятию искусства.

Вчерашний концерт-открытие стал настоящим праздником танца. На сцене Концертного зала «Витебск» выступили известные коллективы из Беларуси, России, Украины, Литвы, Польши. Для некоторых из них восхождение на танцевальный Олимп началось именно с участия в IFMC, который в свое время был первым фестивалем такого рода на постсоветском пространстве и по сути открывал новые для нас направления танца: модерн, контемпорари. Это и «Балет Евгения Панфилова», и «D.O.Z.SK.I», и «Киев Модерн-Балет».

Украшением программы стали «Шесть танцев», поставленные в Большом театре оперы и балета известнейшим нидерландским хореографом, имя которого открывает звездный список профессионалов, работающих в жанре современного искусства, Иржи Килианом. Премьера этого балета в Минске прошла в октябре, а вчера ее увидели жители и гости Витебска. Спектакль создан на основе шутливой музыки Моцарта в форме комического балета. Хореограф виртуозно объединил современный танец и классическое балетное искусство. «Два века отделяют нас от времени, когда Моцарт написал свои «Шесть танцев». Это огромный отрезок истории, наполненный войнами, революциями и различными социальными потрясениями. Учитывая это, я посчитал неправильным просто создать ряд неких танцевальных номеров, отражающих лишь юмор и музыкальное великолепие композитора. Вместо этого я поставил шесть бессмысленных на первый взгляд композиций, которые явно не вписываются в окружающую действительность. Они кажутся очень маленькими перед лицом мира, такого сложного и беспокойного, который тем не менее каждый из нас по каким-то непонятным причинам носит у себя в душе. И хотя развлекательная составляющая «Шести танцев» Моцарта пользуется большой популярностью, не стоит приравнивать их к бурлеску. Юмор произведения призван служить средством указания на относительность наших ценностей», – так отзывается о своей постановке сам Иржи Килиан.

Впереди – четыре танцевальных вечера. Любители современной хореографии увидят еще несколько замечательных постановок, познакомятся с новыми исполнителями и узнают, какой из белорусских коллективов в год национального конкурса станет его победителем.

Фото Антона Степанищева