Автор: . Дата создания:

Как рассказала заведующий отделом традиционной культуры областного методического центра народного творчества Татьяна Лапкова, испокон веку наши предки использовали бересту для ремонта разбитой или треснувшей керамической посуды. Кору прикладывали с двух сторон к месту повреждения и закрепляли веревкой, которую продевали через заранее просверленные в черепке отверстия. После этого сосуд можно было использовать.

Оплетенную посуду находили во время археологических раскопок. Имеются также письменные источники о применении такой технологии на белорусских землях. Известный этнограф Николай Никифоровский описывал традиции, бытовавшие на Витебщине. По его информации, оплетку делали не только для ремонта, но и ради долговечности.

В фондах Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта находятся керамические изделия с берестяной оплеткой из Шарковщинского, Миорского, Лепельского, Россонского и Шумилинского районов. Эти предметы отражают давние региональные традиции, имевшие исключительно утилитарное значение. Но они также представляют интерес с художественной точки зрения.

– Оплетенная глиняная посуда имеет колоритный внешний вид и несомненные декоративные свойства. Для Витебщины характерны емкие, массивные, слабопрофилированные формы, отличающиеся архаичной строгостью, которая сглаживается и оживляется косым или спиралевидным узором золотистых березовых лент, покрывающих изделие, – отмечает Татьяна Лапкова.

Областной методический центр народного творчества проводит работу по популяризации и распространению данного вида творчества, организует различные конкурсы, фестивали. Наиболее популярные – международный пленэр  декоративно-прикладного искусства и конкурс гончарного искусства «Глина поет», который проходит в Копыси Оршанского района.

Старые традиции возрождают мастера семи районов области: Браславского, Городокского, Глубокского, Лепельского, Миорского, Сенненского и Шарковщинского. Восстановленная современными мастерами посуда имеет эстетическую и функциональную направленность. Следует отметить, что в современном обществе наблюдается повышенный интерес к технологии создания уникальных и необычных гончарных изделий.

Глиняная посуда, оплетенная берестой, стала 24-м элементом нематериального культурного наследия Витебской области, который включен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Фото предоставлено ОМЦНТ. На фото Мастер Сергей Рымдёнок из Шарковщины.