Во второй раз Дубровенщина принимала областной смотр-конкурс свадебных обрядов «Вялікая вясельніца-2015», организаторами которого выступили Витебский областной методический центр народного творчества, отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Дубровенского райисполкома.
Вместо лимузина – свадебный кортеж из трех повозок лошадей, на котором жених Андрей проехал через весь город к дому суженой Настасьи для выкупа. По всем законам жанра развернулось «прибиранье молодой до венца», во время которого девушка получила родительское благословение. Интересным моментом «вясельніцы» стала «схватка» двух семей, когда представители со стороны жениха и невесты пытались высмеять друг друга, выгоднее сторговаться. Как рассказал главный идейный вдохновитель реконструкции, директор районного Центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности Владимир Бабичев, корнями этот обряд уходит в язычество, когда бранью и руганью будущие родственники отгоняли злых духов.
Следующий обряд известен в различных регионах Витебщины под разными названиями – «Рогатка», «Коридор», «Веревка». На Дубровенщине же он назывался «драть зайца». Примечательно, что он сохранился по сей день и представляет собой не что иное, как выкуп дороги для свадебной процессии. Главная роль здесь отводится свату со стороны жениха, который и олицетворяет «зайца», а «дерут» с него различные угощенья и деньги.
После венчания гулянья продолжались в доме жениха. Красная ковровая дорожка и каравай с хлебом-солью – неизменные атрибуты. Родители молодых за стол не садятся, а лишь следят за пиршеством. Настоящими же хозяевами свадебного деревенского застолья становятся сват и сватья. И здесь тоже не обходится без «обмена любезностями» между гостями. Настоящая «брехня» – исконно дубровенский обряд, следуя которому гости наговаривают друг на друга, чтобы злые духи не омрачили жизнь молодоженов.
Обязательным ритуалом традиционной белорусской свадьбы конца XIX века является деление каравая. Особый «рогатый» каравай по старинному рецепту, передаваемому из поколения в поколение, приготовила для реконструкции крестная мать невесты Тамара Синякова из Лядов. Он украшался яблоневыми веточками, обмакнутыми в тесто, на которых закреплены разноцветные ленточки и сладости.
Завершилась «вясельніца» снятием фаты с невесты, что означает появление в доме новой хозяйки и начало самостоятельного пути молодой семьи. Символично, что по веночку девушки можно было определить, из какой она семьи (полной или неполной, зажиточной или бедной). Мастера Дубровенщины по образу найденного в одной из экспедиций настоящего венка невесты сотворили собственный, восстановили остальные элементы наряда невесты и жениха. Соответствовали дресс-коду и остальные участники реконструкции – без этого «вясельніца» не смотрелась бы так натурально и колоритно.
Продолжился субботний день в районном Доме культуры конкурсом свадебных игр и танцев, смотром элементов обрядов. Впечатлила и выставка свадебных фотографий и костюмов со всех регионов области. Окунуться в атмосферу свадьбы конца XIX – начала XX веков помогали народные фольклорные коллективы "Кудзелiца" Дубровенского района, Лиозненская «Медуница» и "Глейна" из Городка. Порадовали многочисленных зрителей оригинальными выступлениями театр игры «Проявления» Дубровенского Центра народного творчества, фольклорные народные коллективы «Криница» и «Круговерть» из Россонского и Лепельского районов.
На сцене РДК кандидат филологических наук, этнограф, фольклорист Иван Крук и магистр педагогики Оксана Котович из Минска презентовали свою книгу «Белорусская свадьба», составленную на основе фольклорного материала, собранного в том числе и на территории Дубровенского района при активном участии народных коллективов региона.
Реконструкция «Вялiкай вясельніцы» – результат кропотливый работы многих людей, в том числе методистов и руководителей объединений и структур области. Связь поколений, чувство сопричастности к жизни предков, сохранение многовековых традиций для потомков – вот истинная цель таких мероприятий, которыми по праву может гордиться придвинский край.
Фото автора и из архива РЦНТ