Ученые и исследователи из Беларуси и России собрались на Россонщине, чтобы сказать свое слово об уроженце здешних мест, одном из основоположников новой белорусской литературы – Яне Барщевском.
Край, украшенный ожерельем лесных озер, окутанный древними легендами и поверьями, привлекает внимание любителей природы, истории и культуры. Сюда приезжают, чтобы насладиться пейзажами, подышать чистым воздухом, пройтись по местам, хранящим память ушедших веков. Истории Россонщины, древней и сравнительно недавней, посвящена научно-практическая конференция, которая второй год подряд проходит в райцентре. На этот раз она была приурочена к 225-летию со дня рождения Яна Барщевского.
Автор знаменитого произведения – «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» – родился в живописной деревне Мураги, расположившейся на берегу озера Нещердо. Сегодня об этом напоминает каменная глыба – памятник с выгравированными словами «Самотныя думкi мае вяртаюцца ў гэты край». Ян Барщевский обошел пешком здешние места, собирая легенды и предания «дикого северного края Беларуси», которые затем вошли во многие его рассказы.
К сожалению, на малой родине писателя не осталось ни его родительского дома, ни церкви, где священником был его отец. В свое время археолог Татьяна Бубенько вела здесь разведывательные раскопки, во время которых были найдены домашняя утварь, чернолощеная курительная трубка, глиняные грузила для сетей, фаянсовая посуда и другие экспонаты.
Перед теми, кто приезжает в Мураги, будто оживают картины, описанные в фантастических повествованиях, – усадьба пана Завальни, остров, где жил рыбак Родька, курган «Могила князя», кажется, откуда-то сейчас выйдет Чернокнижник, а из озера Нещердо появится диковинный цмок.
Художественный руководитель россонского народного клуба «Натхненне» Надежда Кожар рассказывает, что сказки о белом ягненке, который говорил человеческим голосом, о потусторонних силах слышала от своей бабушки. Здешние жители богаты на выдумки. Немудрено, что легенды и предания так впечатляли выпускника Полоцкого коллегиума Яна Барщевского, который некоторое время работал учителем и гувернером на своей малой родине. Кстати, он не только собирал фольклор, но и писал пейзажи и карикатуры, пользовавшиеся популярностью среди местного населения.
Произведения уроженца россонского края сравнивают с мистическими рассказами Гоголя, а его «Шляхтича Завальню…» со сборником сказок «Тысяча и одна ночь». Такие аналогии нисколько не умаляют достоинства и уникальность Яна Барщевского. Он был знаком с Адамом Мицкевичем, Тарасом Шевченко, жил в одном доме с известным художником-графиком Наполеоном Ордой. В Санкт-Петербурге, где преподавал греческий и латинский языки в государственных заведениях, он изучал античную и средневековую литературу, с другими выходцами из Беларуси издавал ежегодный альманах «Незабудка». Побывал во Франции, Великобритании и Финляндии, путешествовал по Полотчине и Мстиславщине. В последние годы жизни переехал в город Чуднов на Волыни, где заболел туберкулезом и умер. Похоронен на тамошнем кладбище. С годами могила Яна Барщевского затерялась, а в этом году случайно во дворе жилого дома было найдено надгробие писателя, которое передано в местный музей.
Ян Барщевский, как и его великий современник Александр Пушкин, возвел себе нерукотворный памятник. Его произведения вошли в обязательную школьную программу в Беларуси, переведены на разные языки, по ним снимали фильмы и ставили спектакли. Но, как считают многие литературоведы и историки, имя Яна Барщевского до сих пор недооценено. Одна из задач прошедшей в Россонах научно-практической конференции – восполнить этот пробел. Дать должную оценку вклада писателя в белорусскую культуру и сделать более привлекательным туристический потенциал региона.
– Россонщина вдохновляла литераторов, художников, людей искусства на создание прекрасных произведений, которые прославляют наш край. И среди них значимое место занимает Ян Барщевский. Важно, что сегодня к нам приезжают ученые из разных уголков Беларуси, соседней России, чтобы поделиться своими исследованиями жизни и творчества нашего земляка. Это поднимает престиж городского поселка, который становится центром изучения истории северного региона страны, – отметил на открытии конференции председатель Россонского райисполкома Владимир Быков.
В научных чтениях приняли участие ученые Академии наук Беларуси, Витебского и Полоцкого госуниверситетов, Витебского медуниверситета, кандидаты, доктора исторических и филологических наук, сотрудники музеев, гости из Москвы и Санкт-Петербурга. Им слово.
Марат Климов, старший научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Беларуси, один из организаторов конференции:
– Научные чтения, посвященные истории россонского края проходят второй раз. Их главная задача – через рассказ о знаменитых личностях показать уникальность здешних мест. Первая конференция, к слову, была посвящена 100-летию со дня рождения известного государственного деятеля, организатора партизанского движения в годы Великой Отечественной войны Петра Машерова. Но мы беремся за восстановление прошлого в широком понимании. Так, на этот раз звучали доклады о войне 1812 года, этнографии и фольклоре севера Беларуси, известных шляхетских родах. Продолжилась тема партизанского движения на Россонщине. В год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков она приобретает особые значение и актуальность.
Я в течение нескольких последних лет исследую крепости времен Ливонской войны, в частности, Сокол и Нещердо в Россонском районе. Нахожу немало артефактов, свидетельствующих о больших исторических событиях, происходивших на здешних землях. Мне интересно сопоставление археологических находок с легендами о Князе, битве на Нещердо, воспроизведенными в повествованиях уроженца россонского края.
Сергей Минскевич, старший научный сотрудник Института литературоведения имени Янки Купалы:
– Ян Барщевский – важная личность для истории и культуры Беларуси. Пласт народной культуры – мифологию, язык, предания, верования – он воплотил в литературном слове. Барщевский открыл сокровищницу фольклора, собрал легенды, которые передавались из поколения в поколение. Он был романтиком, человеком, который исследует душу человека.
Дмитрий Виноходов, профессор Санкт-Петербургского государственного технологического института, переводчик Яна Барщевского на русский язык:
– Литература любой страны родилась из народного творчества и имеет произведение, ставшее ее отправной точкой. Для Англии это «Беовульф», для Финляндии – «Калевала», для Эстонии – произведения Фридриха Крейцвальда, для Беларуси – Яна Барщевского. В его «Шляхтича Завальню…» втекает мифология северной Беларуси, а вытекает национальная литература.
Мне случайно попалась эта книга, я был ею увлечен, пересказывал племянникам перед сном. А в 2008-м перевел на русский язык, написал предисловие. Книга вышла в одном из санкт-петербургских издательств. Чем глубже погружаюсь в творчество Яна Барщевского, тем больше восхищаюсь им.
Я старался посетить все места, связанные с жизнью и творчеством Яна Барщевского, не нашел, правда, Княжескую могилу, которая упоминается у автора. В результате составил карту туристического маршрута, который проходит по россонскому краю, Невельскому и Себежскому районам Псковской области России. Удалось установить адреса домов, в которых Барщевский жил в Санкт-Петербурге. Желающие могут воспользоваться этой картой. Я оставил ее Россонскому музею, куда также передал горстку земли с кладбища в Чуднове, где покоится писатель.
Участники конференции посетили Мураги, оставили букеты полевых цветов у памятника Яну Барщевскому, постояли на берегу Нещердо, озера, которое хранит легенды россонского края.
Фото Антона Степанищева