В музее истории Витебского народного художественного училища на улице Марка Шагала, 5а, открылась выставка «Пионеры супрематизма. Проект Вербовка – 100». Экспозиция, посвященная малоизвестной странице русского искусства начала XX века, имеет прямое отношение к Витебску.
Вербовка – название села, расположенного неподалеку от Киева, в котором в начале ХХ века Натальей Давыдовой, увлеченной народными промыслами и авангардным искусством, была основана артель вышивальщиц. В 1915-1917 годах мастерская активно сотрудничала с художниками-супрематистами, в частности, с Казимиром Малевичем.
– Можно сказать, что дебют супрематических идей Малевича состоялся на выставке артели «Вербовка». Она проходила в Москве в конце 1915 года, а, как известно, свой «Черный квадрат» художник представил публике только в 1916-м, – рассказывает заведующий музеем истории ВНХУ Артемий Василевич.
Помимо идейного вдохновителя супрематизма в «Вербовке» свои идеи нового искусства реализовывали Иван Пуни, Ксения Богуславская, Александра Экстер, Ольга Розанова и другие художники, принадлежавшие к творческому объединению «Супремус». В утилитарных предметах (дамских сумочках, шарфах, платках, подушках, книжных переплетах) соединились народные мотивы и революционные на то время направления дизайна.
На выставке в Витебске представлены работы участников культурно-выставочного проекта творческого объединения AGORApro. Художники и любители из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Нижнего Новгорода, Киева и Нью-Йорка воссоздали 50 работ.
– К сожалению, никто из участников проекта не видел подлинные вещи, их сохранились единицы в частных коллекциях. Подспорьем служили эскизы, старые фотографии, картины, на которые авторы, сотрудничавшие с «Вербовкой», переносили свои наброски, сделанные для артели. Это была очень кропотливая работа, в которую включились как профессиональные художники, так и те, кто прежде не держал в руках ни кисти, ни иголку, – пояснила художественный руководитель объединения AGORApro Анна Толстикова.
Впервые выставка состоялась в прошлом году в Москве и была приурочена к 140-летию со дня рождения Казимира Малевича. Затем переехала в Подмосковье в музей-усадьбу Мураново, где в разное время жили поэты Боратынский и Тютчев.
– Все места, где выставлялись воссозданные работы «Вербовки», символичны. Так, муж основательницы артели Натальи Давыдовой – внук декабриста Давыдова. Его с радостью принимали в Мураново, отводили именную комнату. В Санкт-Петербурге экспозиция размещалась в музее Владимира Набокова, который находится недалеко от дома, где закончилась жизнь Казимира Малевича. И наконец, Витебск – символическое место для супрематизма, мирового авангарда, – рассказала Анна Толстикова.
В экспозиции можно увидеть подушку, шарф и сумочку, изготовленные в «Вербовке» по эскизам Ивана Пуни и Ксении Пуни-Богуславской. Эта супружеская пара в 1919 году преподавала в Витебском народном художественном училище. Такое интересное переплетение нитей времени. Спустя сто лет имена, вошедшие в историю мирового авангарда, вновь встречаются в городе, где определялось направление искусства на века вперед.
Фото Петра ЧИМКОВСКОГО.