10-летний Тадеуш Урбель – автор уже третьей выставки графики и фотографии с неизменным основным названием «Калейдоскоп» и разными дополнительными. Первая – «Добро пожаловать в мой мир», вторая – «Внутри и снаружи», и вот – «Преломление», на которой состоялась и презентация его мультфильма.
В семье, где мама и папа – художники, творчество – норма жизни. Правда, ребенок у них особенный. Мальчик страдает аутизмом. Чтобы Тадеуша поняли и приняли окружающие, помогают еще и школьные педагоги, и психологи областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Аутизм – это психическое расстройство, в результате которого нарушается контакт человека с внешним миром. По данным ВОЗ, им страдает один из 150 детей.
«Наш иностранец»
В областном дворце детей и молодежи Тадеуш начинал с рисунка, потом были начальное техническое моделирование, фотография, а сейчас занимается в объединении по интересам «МультиСтудия». На, областных и республиканских конкурсах его работы неизменно вызывают огромный интерес и приносят новые дипломы и грамоты.
– Тадеуш – мой первый такой воспитанник. Он разговаривает, но для него это не способ коммуникации. Общение с ним происходит через творчество. Не могу сказать, что я его учу, зачастую просто наблюдаю за его работой и беру какие-то вещи, которые помогают мне как педагогу, – рассказала руководитель «МультиСтудии» Валентина Овсянникова.
В прошлом году мальчик занимался у Валентины Игоревны в другом объединении по интересам – «Цифровое фото». Тадеуш сосредотачивается на деталях (это особенность людей с аутизмом), поэтому полюбил макросъемку. И таких его фотоакцентов на выставке много.
Педагог рассказала, что в этом году для мальчика писалась отдельная программа занятий, которая включает и фотографию, и рисование, и создание мультфильма.
– Страсть Тадеуша – транспорт, который появляется на многих его работах. Всё для мультфильма «Витебский трамвай» Тадеуш нарисовал сам. Рисунки склеивались, делалась покадровая съемка. Чтобы создать мультфильм, понадобилось более тысячи фотографий, – продолжила Валентина Игоревна.
Педагог отметила, что ее подопечный – мастер коллажей, предпочитает большие форматы, яркие тона.
– У него уникальное чувство цвета: когда Тадеуш творит по потребностям души, он сразу видит композицию своего рисунка, и выкладывает мелки именно тех цветов, которые будут в его работе, – добавила Валентина Овсянникова.
В учреждении дополнительного образования с ним занимаются отдельно. В свободное время Валентина Игоревна ходит с ним в другие кружки, где дети с любовью называются его «наш иностранец».
Тадеуш учится в обычном 4 классе Октябрьской средней школы Витебского района. Неизменно на уроках и переменах рядом с ним сопровождающий педагог, или тьютор, Василий Харевич. Когда учитель говорит что-то классу, Тадеуш не воспринимает эту информацию, поэтому тьютор дублирует ее лично ему.
– На математике решает практически все уравнения, примеры на умножение, деление, столбиком. По русскому языку в числе лучших пишет диктанты. Хорошие успехи в английском языке: он учит слова по словарю, и его словарный запас шире, чем у одноклассников, – рассказал о своем подопечном Василий Викторович.
К слову, страсть Тадеуша к английскому языку видна в его картинах. На одной детской рукой выведено GREEN.
Во время занятий в студии он может свободно перейти с русского на английский и обратно: для него это норма.
– Тадеуш хорошо социализировался, стал более дисциплинированным и собранным: если раньше нужно было настаивать, чтобы он, например, пошел на урок, то сейчас достаточно сказать один раз. Мальчишка настолько влился в школьный коллектив, что у него нет проблем с одноклассниками и другими детьми, они вместе играют, а на каникулах он скучает по ребятам, – отметил Василий Харевич.
Другой мир
Мама Тадеуша Алина Урбель-Сафина: Когда ты имеешь дело с ребенком с аутизмом, все имеющиеся знания о людях, о детях совершенно бесполезны.
Даже таким простым вещам, как ходить, говорить, мальчика нужно учить особым образом, поспевая при этом за его взрослением. Она считает, что семье с таким ребенком нельзя изолироваться от общества: если говоришь о проблеме сначала в кругу семьи, друзей, потом во дворе, школе, то все эти люди автоматически становятся помощниками.
– Это хорошо, что сейчас дети с особенностями развития учатся вместе со всеми. Поначалу я опасалась, что у Тадеуша будут проблемы в общении со сверстниками, подростками, что взрослым людям в силу жизненного опыта будет проще принять его. Оказалось, все наоборот. Раньше ведь дети с инвалидностью не учились в обычных школах, их прятали. И сейчас старшее поколение, видя такого человека, как правило, не знает, как на него реагировать. Отворачиваются, чувствуют себя неловко. У детей, которые учатся с моим сыном, таких проблем нет, они знают, что все люди разные, – сказала Алина.
Сейчас ее работа – мама, ухаживающая за ребенком с инвалидностью. Она свободна, только пока он в школе, на продленке Тадеуш не остается. Вместе делают уроки, повторно она объясняет все, что пройдено в школе и водит на кружки.
Мальчик дополнительно занимается английским языком, ходит в бассейн, обучается игре на гитаре.
– Чтобы узнать его наклонности, каждый учебный год мы добавляем что-то новое. В отличие от обычного ребенка, наш не может сказать, чем он хочет заниматься, поначалу сопротивляется всему новому, это особенность людей с аутизмом, – отметила мама.
Теперь, когда в семье есть второй ребенок, Алине кажется, что особенности развития можно увидеть с рождения:
– Если речь идет об аутизме, то кроме отсутствия речи, есть особенности в поведении. Такие дети не смотрят в глаза, играют с игрушками не как обычные дети, по-другому. Могут, как сторониться людей, так и идти ко всем без разбора. Если аутизм есть, нужно быть честным с собой, и просто научиться с ним жить.
Фото Елены АЛИМОВОЙ