Автор: . Дата создания:

Юбилейная выставка, посвященная 80-летию витебского живописца Феликса Кузнецова, открылась в Витебске в Музее частного коллекционирования.

Феликс Михайлович родился в начале сентября. Может, поэтому у него много осенних пейзажей. Еще буйствуют краски лета, но листья березы уже тронуты охрой, и даль затушевана дымкой утреннего тумана. Осень – пора жизни, которую живописец встречает с привычной кистью в руках, чтобы продолжить на холсте свою линию судьбы.

А судьба у Феликса Кузнецова может стать основой для увлекательного романа. Его мать Анна Вениаминовна была в Витебске одной из первых учениц Марка Шагала, принимала участие в оформлении Витебска к 1-й годовщине Октябрьской революции.

– Ее родители были хорошо знакомы с семьей Шагала, мама дружила с сестрами Марка, за ней ухаживал младший брат художника, сватался, но она ему отказала, – рассказывает Феликс Михайлович.

А впоследствии вышла замуж за другого художника.

– Папа рисовал с детства. Родители, видя его увлечение, отвели отца к Юделю Пэну. Он был одним из приближенных учеников, помогал учителю по хозяйству. Но так как нужно было помогать семье, отец пошел работать на завод, стал токарем пятого разряда, – делится воспоминаниями Феликс Кузнецов.

Но страсть к рисованию победила. Михаил Кузнецов поступил в витебский художественный техникум, а после его окончания был направлен художником-декоратором в Минск в театр Янки Купалы. Но поработав немного в столице, вернулся в родной город. Занимался оформительской работой, был организатором и первым послевоенным директором Витебских художественных мастерских (ныне комбинат «Мастацтва»), писал картины. Был репрессирован, в 1963-м реабилитирован. А вот мать выбрала профессию далекую от творчества, но связанную с миром искусства.

– Мама работала бухгалтером в кинотеатре, а в те времена это был центр культуры, где собиралась местная интеллигенция. Там она и познакомилась с отцом. А меня назвали в честь новорожденного главных героев какого-то фильма о цирке, – рассказывает Феликс Михайлович.

Семья с маленьким ребенком осталась в оккупированном Витебске. Михаил Кузнецов подделал паспорт жены, чтобы ее с малышом не отправили в еврейское гетто. В немецкой комендатуре сочли его настоящим, соседи тоже не выдали. Вынесли все тяготы, выжили.

Когда Феликс подрос, нужно было думать о будущем. Сам он бредил историей. Читать научился по учебнику истории для пятого класса. Но родители настояли, чтобы он поступал на худграф Витебского пединститута. Экзамены сдал хорошо, но вуз так и не окончил. Уже на выпускном курсе отказался переделывать дипломную работу, вступил в конфликт с преподавателем. Так получилось, что в это же время его студенческие работы взяли на республиканскую выставку и предложили работать в художественных мастерских. А вуз, мол-де, можно и заочно окончить. За документами в институт он обратился только при оформлении пенсии и выяснил, что его отчислили за неявку на занятия. Так и осталось у Феликса Кузнецова незаконченное высшее образование. Но это никак не сказалось на его творчестве.

Как и отец, Феликс Михайлович долгие годы занимался художественным оформлением предприятий, организаций Витебска, а в свободное время отправлялся на этюды. Его привлекали живописные уголки витебского предместья. Он зарисовывал разные состояния природы, а потом переносил их на картины. Главным критиком был отец, который зорким глазом оценивал работы сына. А затем его место заняла супруга – известная витебская писательница Маина Боборико. Она стала и музой, и советчицей, и единомышленницей по творчеству. Феликс Михайлович пишет осеннее утро в тумане, показывая набросок жене, а Маина Максимовна просит мужа послушать только что рожденные стихи на эту тему.

Не забыл художник о своем увлечении историей. Много лет составлял хронологию главных исторических событий с первого века нашей эры до начала XX в. Записывал даты на карточки, а в последние годы – вносил в компьютер.

Мастерская художника – уютный уголок в старой хрущевке. Приходя в гости к Кузнецову – Боборико, попадаешь в музей, где полки уставлены книгами, авторскими статуэтками, стены увешаны картинами хозяина и других известных витебских художников: Исаака Боровского, Антона Корженевского, Феликса Гумена и отца – Михаила Кузнецова.

На свою юбилейную выставку Феликс Кузнецов представил работы, созданные за последние годы. Это пейзажи, на которых во всей красоте отражена природа родной земли. Живопись пропитана лирическим настроением и влюбленностью автора в дорогие его сердцу места, связанные с его детством, юношеством, взрослой жизнью.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.