Автор: . Дата создания:

Для первой премьеры 2023 года Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа выбрал русскую классику, а именно произведение Федора Достоевского «Дядюшкин сон».

Данную повесть Достоевский написал после длительной творческой паузы, связанной с пребыванием сначала в Омском остроге, а затем в Семипалатинске. Как он сам отмечал в письмах, к ее созданию подтолкнуло не только желание вернуться к литературной деятельности, но и финансовые сложности. Писатель признавался: «Я написал ее тогда в Сибири, в первый раз после каторги единственно с целью опять начать литературное поприще, и ужасно опасаясь цензуры (как к бывшему ссыльному). А потому невольно написал вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности». Годы спустя сам автор критически отнесся к своему произведению. На предложение поставить его в театре, ответил, что не видит необходимости в создании сценической версии и находит повесть «плохою».

Однако «Дядюшкин сон» вошел в репертуар многих театров, его не раз экранизировали, и по сей день он будоражит режиссерское воображение. Постановщиков привлекает некая драматургичность, присутствующая в повести. Исследователи творчества Достоевского определяли ее жанр как драматизированный роман и даже водевиль. В свое время героев этого произведения Достоевского играли Ольга Книппер-Чехова, Фаина Раневская, Николай Хмелёв, Сергей Мартинсон, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили.

 

Идея коласовского проекта, как пояснили в театре, принадлежит народному артисту Беларуси Тадеушу Кокштысу. Он же перевел на белорусский язык и инсценировку повести, которую написала Нина Обухова, поставившая спектакль. Сценография и костюмы Натальи Ловицкой-Ермоловой.

Те, кто читал повесть, сразу обратили внимание, что ее в витебском сценическом варианте значительно урезали, и для тех, кто не знаком с ее содержанием, не все понятно. Текст заменяют хореографические номера, дефиле на столе и другие зрелищные приемы, на которые реагирует зритель. Правда, при этом теряются мысли, заложенные знатоком человеческих душ в своей повести.

Не пересказывая сюжет, следует определить его лейтмотив – Достоевский желал донести, что, к сожалению, порок в повседневной жизни торжествует над добродетельностью. Даже положительная героиня Зина в конце концов переходит на его сторону. Девушка, считавшая, что замужество ради выгоды с нелюбимым – самая отвратительная сделка с совестью, идет против своих принципов.

В названии повести заложен глубокий подтекст. Сон – это обман, подделка, криводушие, в которых существуют действующие лица. У Достоевского воплощением фальши является Князь. Внешне он «весь искусственный», состоящий из парика, накладных бакенбардов, румян и белил. На коласовской сцене Князя играет народный артист Беларуси Тадеуш Кокштыс, который не гримируется под созданный писателем образ. А создает свой – наивного старичка, которого легко обвести вокруг пальца. И это также смещает акценты, заложенные в повести.

Режиссер Нина Обухова по-своему прочитывает «Дядюшкин сон». Спектакль пытается показать, что невозможно достигнуть настоящего счастья, если первоначально внутри тебя счастье не живет. Под влиянием внешнего мира человек теряет свою внутреннюю суть, не замечает, что успех, богатство, власть, поиск забав и славы – это только сон. Вместо доброты, искренности, любви все сильнее проявляются гордыня, самолюбие, зависть, лицемерие, ложь. И в этом сне, в лабиринте иллюзий блуждает суть человека, гибнет, исчезает... Чтобы сохранить чистоту души, необходимо внимательно посмотреть внутрь себя, признать недостатки и в итоге защитить право быть собой, вернуться к себе настоящему.

Убедила ли в этом коласовская постановка? Пусть на этот вопрос ответят зрители, которые, как известно, голосуют рублем, то есть желанием прийти в театр и дать свое толкование «Дядюшкиному сну».

В спектакле также в двух составах заняты артисты Юрий Цвирко, Наталья Аладко, Елена Шерепченко, Полина Крашевская, Дарья Французова, Алексей Анисеня, Антон Барановский и другие.

Фото Дмитрия ОСИПОВА