Юбилей для артиста – повод поговорить о любимой профессии, служении театру, оглянуться назад и заглянуть в будущее. А для тех, кто находится по другую сторону рампы, – возможность ближе познакомиться с теми, кто заставляет переживать, плакать и смеяться. Герой сегодняшней публикации – ведущий мастер сцены Национального академического театра имени Якуба Коласа Георгий Лойко, который отмечает 60-летие со дня рождения, а в следующем году будет 40 лет, как он был зачислен в витебскую труппу.
– Увлечение театром у тебя с детства?
– Нет, о театре в детстве, как многие мои коллеги-артисты, не думал. В художественной самодеятельности не участвовал. Я – дитя телевизора. Папа работал на железной дороге, зарабатывал хорошо, и у нас дома был телевизор. Кстати, коласовский спектакль «Несцерка» увидел по ТВ, когда мне было менее шести лет. Он меня очень впечатлил. Но больше меня привлекали фильмы. Помню, в душу запала лента «Угрюм-река», был влюблен в Анфису, которую играла Людмила Чурсина. Не в актрису, а созданный ею образ. Кино меня подвигло и к чтению. Посмотрел «Войну и мир» – сел за роман Льва Толстого. После перечитал всю фантастику в библиотеке. В девятом классе сам для себя решил, что буду артистом. Без отношения к театру или кино. Просто артистом. Мама отвела к знакомой, которая работала в народном театре, она стала меня готовить к поступлению в театральный вуз.
– То есть родители одобрили твой выбор?
– Мама хотела, чтобы я стал военврачом. Дядя преподавал в военно-медицинской академии в России, она говорила, что он мне поможет по-родственному. Тем более у меня по биологии и химии были хорошие оценки. Отец сказал: «Хочешь – иди в театральный». Я поступил в Белорусский театрально-художественный институт (ныне Академия искусств) на курс Валерия Раевского. Отбор был серьезный – из 300 человек взяли только 12, из них двоих отчислили после первого курса.
– А как ты оказался в витебском театре?
– Нас, пять выпускников, выбрал тогдашний руководитель Коласовского театра Валерий Мазынский. Мы рады были, что будем работать в академическом театре, который считался вторым в республике после Купаловского. Мазынский, Раевский и Луценко были тремя китами национальной режиссуры. Кстати, помимо меня еще двое и по сей день играют на витебской сцене – Галина Букатина и Вадим Асветинский. А тогда как только мне дали роли и стали вводить в спектакли, пришлось сменить театральные костюмы на солдатскую гимнастерку. Отправили меня на Дальний Восток. И хотя служба в армии далека от служения Мельпомене, проведенные в Хабаровском крае на заливе Петра Великого годы не считаю потерянными, в том числе и для профессии. Нас взводный хоть и называл пренебрежительно «вы, с верхним образованием», но относился с заботой, смотрел, чтобы были сыты, одеты по погоде. До сих пор его помню.
– На сцене использовал свой армейский опыт? Приходилось играть военных?
– Играл лейтенанта в спектакле «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева, но чаще приходись перевоплощаться в царских офицеров.
– Как бы ты определил свое амплуа?
– Скорее всего характерный герой. Помню, получил бессловесную роль парикмахера-француза в спектакле «Ах, які пасаж!». А язык я знал неплохо еще со школьных времен. Предложил режиссеру Игорю Бояринцеву включить в постановку несколько фраз на французском. Он согласился. А потом во время минских гастролей один известный театральный критик назвал мое исполнение маленьким сценическим шедевром. Конечно, было приятно.
– За почти 40 лет ты сыграл немало ролей, какие из них выделил бы?
– Князя Бельского в «Касатке». Тогдашний худрук театра Борис Эрин пригласил на постановку своего друга – народного артиста СССР, театрального режиссера Евгения Весника. Настоящее счастье работать с таким профессионалом. Правда, Евгению Яковлевичу пришлось уехать на важные съемки, и спектакль завершал другой режиссер, но созданному мной образу князя Бельского я обязан Веснику. Интересные роли сыграл в спектаклях Виталия Барковского. Можно сказать, он меня раскрыл по-новому. Например, в Молодом человеке из «Пісьменных» М.Чокэ. За эту постановку театр получил Гран-при фестиваля современной немецкой драматургии. Значительной можно назвать роль Жерома Онгюста в спектакле «Я вольны!» по роману бельгийской писательницы Амели Нотомб.
– Это были в основном социальные, в некотором смысле философские роли. Но ты очень ярко раскрылся и как комедийный актер.
– Когда я репетировал мистера Пигдена в комедии «Ён. Яна. Акно. Нябожчык», которую ставил Юрий Пахомов, никак не вырисовывался образ, были мысли, что режиссер меня снимет с роли. Но потом нашел некую зацепку – наивность, непосредственность, дурашливость героя, ухватился за эти черты и сделал своего Пигдена. Артисту важно не только слышать постановщика, но и самому быть автором сценического образа. Кстати, затем Юрий Пахомов брал меня во все свои спектакли.
– Твоя жена Светлана Жуковская тоже актриса. Советуетесь друг с другом по творческим вопросам?
– Конечно. Не назидательно, разумеется. Света более тактично делает замечания, а я порой с шашкой наголо. Но прислушиваемся к словам друг друга. Света – замечательная партнерша и на сцене, и в жизни.
– Сын не продолжил ваше семейное дело?
– Мы не хотели, чтобы он стал артистом, но для творческого развития отдали в музыкальную школу. Он ее не закончил, увлекся компьютером и выбрал профессию, связанную с IT-технологиями.
– Я слышала, ты заядлый дачник?
– Дача для меня отдушина. Удовольствие – походить босиком по земле, наблюдать, как из семечки появляется цветок. Так же рождается роль – вырастает из маленького зернышка.
– Еще есть увлечения?
– С детства люблю читать. До сих пор помню запах книг в библиотеке, куда ходил в детстве. Сейчас перечитываю Короткевича. Увлекаюсь публикациями по истории Беларуси.
– Помимо театральных у тебя есть и роли в кино. Расскажи о них.
– Закончились съемки фильма «Купала», где я сыграл Якуба Коласа. Режиссер – Владимир Янковский, сын известного актера, народного артиста СССР Ростислава Янковского. Раньше сыграл чекиста у Александра Митты в ленте «Шагал – Малевич». У меня был 21 съемочный день, в том числе в Санкт-Петербурге. Завидую сам себе, что удалось поработать с таким профессиональным режиссером и популярными артистами.
– Как ты оцениваешь современный театр?
– Думаю, театру надо искать новые формы, привлекать зрителей, но не в ущерб искусству. Некоторые, особенно россияне, увлеклись легкой подачей или эпатажем, это не лучший вариант. Театр движется по спирали. Сейчас, с моей точки зрения, он находится в ступоре, но новый виток обязательно будет. Людям нужны живые эмоции, которые дает театр.
Юбилейным подарком Георгию Лойко станет спектакль «Филумена Мартурано» по пьесе Эдуардо Де Филиппо, который собирается ставить Юрий Пахомов. Эта известная комедия в репертуаре многих театров мира, по ней снят фильм «Брак по-итальянски». Интересно, какую зацепку придумает артист для роли, которую в кино сыграл Марчелло Мастроянни?
Фото из архива театра.