Восстановлением технологий и традиций уникального белорусского промысла занимается ВГТУ. Всезнающая «Википедия» в статье «Слуцкие пояса» сообщает, что технологии их ткачества ныне утеряны. Еще несколько лет назад данное утверждение соответствовало действительности, но сегодня ошибочно. В этом смогли убедиться посетители недавней выставки в Концертном зале «Витебск», на которой были представлены фрагменты современного пояса, изготовленного точь-в-точь, как его исторический аналог.
Галина Васильевна рассказывает, что держала в руках оригинал, относящийся к первой половине XVIII века, который хранится в музее древней белорусской культуры Национальной академии наук Беларуси. В свое время Слуцкая мануфактура выпускала в год около 200 поясов тончайшей работы. Любопытно, что первоначально ее называли «персиярня», поскольку искусство изготовления поясов с золотом и шелком пришло в Беларусь из Османской империи, Персии. Великий гетман Михаил Казимир Радзивилл пригласил в Слуцк известного турецкого мастера, армянина по национальности ОванесаМаджаранца, которого стали звать на наш лад Яном Маджарским. Кстати, его правнучка Елизавета – мать знаменитого композитора и дирижера Станислава Монюшко.
Ян из Турции обучал «работе перской» местных умельцев. В подмастерьях ходили не менее семи лет. Ткачеством занимались только мужчины, поскольку считалось, что от прикосновения женской руки золотые и серебряные нити потускнеют, и пояс будет испорчен. На изготовление одного изделия уходило от 400 до 800 граммов золота, а его цена порой равнялась годовому доходу офицера армии Речи Посполитой. Слуцкий пояс считался признаком благородного происхождения, его наличие указывало на благосостояние владельца.
– В конце XVIII века маленький белорусский город благодаря своим поясам был в числе признанных столиц европейской моды. «MefecitSlucicae» («Меня сделали в Слуцке») – такая метка ставилась на каждом изделии. По слуцкой технологии пояса изготавливались в Варшаве, других польских городах и даже во французском Леоне. Более того, хотя их ткали во многих странах мира, именно в Слуцке рождались настоящие шедевры, служившие образцом для всех других поясов, – рассказывает Галина Казарновская.
У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. На праздники пояс повязывался наружу золотой, красной частью, при трауре использовалась черная сторона, при повседневной носке, как правило, зеленая, серая.
– Мы привыкли, что цветовые эффекты формируются по всей ширине заправки станка, а на Слуцкой мануфактуре использовалась техника «броше», когда цветные нити вводись только на определенном участке. Добиться такого на современном ткацком станке было нелегко, но нам удалось освоить древнюю технологию и задать машине соответствующую программу, – продолжает Галина Казарновская.
Рисунок современного слуцкого пояса утвержден республиканским научным экспертным советом, в состав которого входят известные искусствоведы. Первый экземпляр, фрагмент которого и был представлен на витебской выставке, изготовлен в декабре прошлого года. Его ширина – 35 см, длина – 3,5 метра, на создание ушло 80 часов. Национальная академия наук Беларуси возрождение технологии производства аутентичных поясов на современном ткацком оборудовании отнесла к самым значительным достижениям 2013 года.
Сегодня в ВГТУ появился курс по слуцким поясам.
– Это изделие белорусского ручного ткачества является не только произведением прикладного искусства, но и реликвией белорусов, своеобразной визитной карточкой страны. Для нас слуцкие пояса – национальная гордость, наш бренд, – убеждена Галина Казарновская.
На днях уникальные изделия РУП «Слуцкие пояса» презентовало в Национальном художественном музее Беларуси. Как пояснила директор предприятия Лариса Тарасова, несмотря на дороговизну (70 млн рублей за шелковый пояс с серебряной нитью) они пользуются большим спросом. Уже продано 10 экземпляров, и еще заказов немало. В планах в этом году разработать еще четыре пояса.