Автор: . Дата создания:

Толочинский районный центр культуры и народного творчества признан лучшим в Витебской области среди районных Домов культуры. Диплом получен коллективом по итогам прошлого года, который для учреждения был богатым на различные события и достижения. Но и нынешний не исключение, хоть насыщенную культурную жизнь Толочина немного и притормозил COVID-19.

На базе Центра культуры, который возглавляет Екатерина Хадневич, действуют 26 клубных формирований любительского творчества, объединяющих по интересам более 330 человек. Пять коллективов имеют звание народного и постоянно подтверждают свой высокий статус новыми проектами и свершениями.

Например, народная киностудия «Летопись» во главе с Дмитрием Ивченко не только пишет хронику дней сегодняшних для будущих потомков, но и напоминает современникам о славном прошлом толочинского края. К 75-летию Великой Победы студия создала документальный фильм «Андрей Усов», посвященный героическому земляку, советскому танкисту, участнику Великой Отечественной войны. Любопытно, что в киноленте имеются кадры, снятые полвека назад местным документалистом Анатолием Шнейдером.  

Говоря о народном клубе «Ветеран», можно с уверенностью утверждать, что многие его члены полны энергии для участия в самых необычных проектах. Так, некоторые занимаются в хореографическом коллективе «Второе дыхание», под руководством Татьяны Споткай освоили танец с помпонами и стали лучшими в своей номинации на  Международном фестивале-конкурсе мажореток и барабанщиц «Зимние узоры» в Москве.    

Радуют своими победами и юные дарования. Например, детский вокальный коллектив «Талантвиль», который ведет лично Екатерина Хадневич, награжден дипломом 3-й степени на региональном детско-юношеском конкурсе эстрадно-циркового искусства «Паруса надежды –  2019» в Орше.  

Играют все!

 Местной достопримечательностью можно назвать самодеятельный театр, который в этом году отмечает вековой юбилей, причем почти 30 последних лет в звании народного, а также его руководителя, режиссера Светлану Васильеву, посвятившую коллективу более 40 лет.  

Театральная страница культурной летописи Толочинщины берет начало с кружка самодеятельности в довоенное время, когда актеры-любители репетировали по домам. Большой вклад в развитие коллектива внес актер театра Якуба Коласа, заслуженный артист Беларуси Борис Левин, который приехал в Толочин в качестве консультанта. Советы мэтра пригодились и Светлане Васильевой.

Еще в школьные годы она посещала драмкружок, а после окончания института культуры, в конце 70-х, вернулась на малую родину уже дипломированным режиссером, возглавила Дом культуры и театр.

– Было время, когда народникам не платили, некоторые коллективы распадались. Например, когда-то при каждом колхозе в районе действовал хор, теперь – ни одного. Театр я старалась сохранить несмотря ни на что. Когда возглавила коллектив, актерам было по 65-70 лет, постепенно привлекала молодежь, – вспоминает Светлана Николаевна. 

За годы ее работы сменилось несколько поколений актеров. Сейчас театр объединяет около 20 актеров-любителей в возрасте от 20 до 50 лет. Среди молодежи, правда, наблюдается текучесть, что вполне объяснимо – люди поступают в вузы, уезжают и закрепляются в других городах, но есть и старожилы. Так, Руслана Заболотника режиссер позвала 20 лет назад, узнав, что работник райпотребсоюза имеет за плечами культпросветучилище. До сих пор он верен ДК – играет первые роли в театре, ведет концерты, поет, отвечает за музыкальное сопровождение.   

Некоторые дебютируют на сцене, состоявшись в других профессиях, – есть среди артистов учителя, библиотекари и даже бывшие правоохранители. Например, участковый милиционер Владимир Чепленок был хорошо известен в райцентре своей тягой к поэзии, а затем проявил и актерские способности.          

Чтобы каждая премьера была успешной, режиссер подбирает репертуар под своих актеров, предпочитая белорусскую драматургию. 

Светлана Васильева лично знакома с белорусскими драматургами Алексеем Дударевым и Алесем Петрашкевичем, которые бывали на премьерах толочинского режиссера. По Дудареву она поставила несколько пьес: например, «Не покидай меня» на районной сцене отыграли несметное количество раз, причем с разными поколениями актеров. Алесь Петрашкевич посвятил Толочинщине «В наследство – жизнь» и дал высокую оценку интерпретации своей пьесы на малой родине. Помогает профессиональным советом Светлане Николаевне земляк и известный белорусский режиссер Валерий Анисенко.      

На счету Светланы Васильевой более полусотни спектаклей. Премьера нынешнего, юбилейного для коллектива, года, – «Про Федота-стрельца, удалого молодца» по Леониду Филатову.

В последних постановках режиссер обратилась к популярному ныне интерактиву, причем обусловлено это не данью моде, а личными наблюдениями.

– И по детским спектаклям, и по взрослым видела, как реагирует зритель на происходящее на сцене, понимала, что публика хочет общения. Да и всегда учила своих актеров не выпускать из поля зрения публику, – говорит Светлана Васильева.

Отклик зрителей еще и в том, что на каждой постановке толочинского театра в зале аншлаг. В чем секрет такой популярности?

– Мы активно пропагандируем театр среди школ, трудовых коллективов. Кроме того, в небольшом городе срабатывает сарафанное радио, – отвечает режиссер. – Да и за все время своей работы видела: толочинцы любят театр. Покидая зал после премьеры, меня всегда спрашивают, когда следующая.    

Уникальный фольклор

Имеет Толочинщина и танцевальные традиции, которые здесь стараются сохранить и  популяризировать. На протяжении года ведется работа по включению в список нематериально-культурного наследия Беларуси фольклорных танцев «Танцавальная спадчына Талачынскага раёна».          

«Рамашкаўская лявонiха», «Крыўлянская кадрыля», некоторые хороводные танцы – уникальный фольклор, который можно встретить только в здешних краях.

– В нашей местности свой колорит танцев, движения – плавные, сдержанные, мелкие, ноги практически не отрываются от пола. Характерная особенность танцев «Крыўлянская кадрыля» и «Рамашкаўская лявонiха» в том, что они состоят из пяти колен, имеют свою неповторимость в рисунках, фигурах и стиле исполнения. Например, «Крыўлянская кадрыля» танцуется со страстью, динамично, сегодня выполняется на четыре пары, хотя ранее предусматривалось до восьми пар, – рассказывает заместитель директора районного центра культуры и народного творчества Татьяна Споткай.

Кстати, «Крыўлянская кадрыля» в исполнении народного фольклорного коллектива «Суседзi» Оболецкого Дома фольклора была отмечена дипломом турнира народных танцев в рамках «Славянского базара в Витебске» в 2018 году. Восстановлением ромашковской лявонихи занимается фольклорный коллектив Звенячского СДК «Супружанкi». В свое время танцы записаны от носителей этих традиций, а сейчас передаются от поколения к поколению, проводятся мастер-классы, на танцевальных вечерах для молодежи устраиваются этночасы с разучиванием самобытных танцевальных элементов. 

– Танцевальный фольклор отражает менталитет, историю наших предков, посредством его можно заглянуть в прошлое, увидеть, чем раньше жили, как отдыхали. Сегодня это источник для этического и эстетического воспитания подрастающего поколения. В этой связи мы делаем все, чтобы изучение танцевального наследия Толочинщины вошло в обязательную программу школ искусств района, где имеется отделение хореографии, – подчеркивает Татьяна Владимировна.

Фото Натальи РЫЖКОВОЙ и из архива учреждения.