В первый месяц весны юбилейные даты отметили две ведущие актрисы Коласовского театра.
Играть на разрыв души
Заслуженная артистка Республики Беларусь, заведующая труппой Тамара Скворцова играет на сцене уже 45 лет. За эти годы создала более шестидесяти ярких женских образов. Сегодня актрису можно увидеть в трагикомедии «Пахавайце мяне за плінтусам» (за роль Бабули она получила «Золотой диплом» на V Славянском форуме искусств «Золотой Витязь» в Москве), в спектаклях «Афiнскiя вечары», «Белы анёл з чорнымі крыламі», «Рамэа і Джульета» и других.
Амплуа Тамары Скворцовой – характерная актриса, она умеет найти сочные краски для своих героинь, поэтому ее с удовольствием занимают режиссеры в своих постановках. Поддаются ей и глубоко психологические образы, игра, как говорит она сама, «на разрыв сердца и души».
Тамара Скворцова с раннего детства ощущала себя артисткой, устраивала маленькие спектакли перед соседями. Учась в БГУ, занималась в студенческом театре. Затем поступила в студию при Купаловском театре, начала играть на минской сцене, но судьба ее навсегда связала с витебской. В Коласовском театре она состоялась как профессиональная актриса, получила звание, признание коллег и зрителей. Многие театралы до сих пор помнят ее Агафью Тихоновну в гоголевской «Женитьбе», которую поставил Валерий Маслюк. Можно сказать, этот образ стал переломным. Прежде Тамара Скворцова была, как говорят в театре, мастером эпизода, а после Агафьи Тихоновны в ней увидели исполнительницу главных ролей.
Среди партнеров актрисы были народный артист СССР Федор Шмаков, народный артист Беларуси Владимир Кулешов. Со спектаклями режиссера Виталия Барковского, в которых была занята, она побывала в Лондоне, Нью-Йорке, других странах, на разных фестивалях. Эти поездки оставили незабываемые впечатления, которые необходимы творческому человеку.
Тамара Скворцова признается, что ей интересны современные героини, но хотелось бы еще встретиться с драматургией Островского, сыграть даму купеческого сословия.
Женщины Тамары Кобяк
Внешность этой актрисы определила ее сценическое амплуа – героиня. Многие бы позавидовали ее ролям: Маша в «Касатке» Толстого, Гонерилья в «Короле Лире» Шекспира, чеховские Раневская, Елена Андреевна, Аркадина. И на этом фоне Свинья в спектакле «Вельмi простая гiсторыя». Но и этот образ можно причислить к вышеназванным как пример актерской самоотдачи, исполнительского мастерства, которым отличаются все работы Тамары Кобяк.
Жаль, что многих спектаклей, в которых играла актриса, уже по разным причинам нет в репертуаре. Современный театр отдает предпочтение другой драматургии, где режиссеры не видят такую героиню. В этом, увы, издержки актерской профессии: вчера ты был востребован, а завтра – творческий простой. Сегодня Тамара Кобяк мало занята в спектаклях, ее поклонники приходят на «Кошкi-мышкi» и «Дзiкае паляванне караля Стаха» (в последнем актриса играет эпизодическую роль).
В Коласовский театр Тамара Кобяк пришла в 1992 году, до этого поколесила с мужем режиссером Юрием Лизенгевичем по свету, работала на Дальнем Востоке, Урале, в Украине. А родом артистка из Миорского района, как она говорит, «из глубинки». Но, как выяснилось, бабушка актрисы была из дворянского рода, ее лишили наследства из-за брака с человеком не ее круга. От нее, видимо, у артистки благородная стать, благодаря чему ей удаются роли женщин голубых кровей. В одном из интервью Тамара Кобяк рассказывала, что любовь к театру у нее появилась в 5 лет, когда она прослушала по радиоприемнику арбузовский спектакль «Иркутская история». После школы поехала поступать в Минск, в театрально-художественный институт.
Ей в некоторой степени повезло, что муж разделял ее творческие взгляды. Один из спектаклей, который Юрий Лизенгевич поставил с Тамарой Кобяк в главной роли, назывался «Я чакаю сапраўднага мужчыну». Такого мужчину она и встретила в жизни, и он стал ее режиссером.
По стопам родителей пошли и дети. Сын Игорь работает в московском театре, дочь живет в Германии, пробует себя в режиссуре.
А еще для актрисы ее дети – роли, и каждую из них, даже не совсем удачную, она любит и мечтает иметь их больше.
– Если бы все повторилось сначала, я бы сделала тот же выбор. Кто однажды вышел на сцену – заболевает театром. Это действительно интересная судьба, – признается Тамара Кобяк.
Поздраляем двух замечательных актрис с их круглыми датами, которые они отмечают в юбилейный для Коласовского театра год.
Фото из архива театра.