Как имена Айседоры Дункан, Василия Шукшина, Ивана Крылова и Валерии Цветаевой, единокровной сестры известной поэтессы, связаны с современной хореографией? Ответ на данный вопрос прозвучит на языке пластики. Что еще интересного ждет поклонников танца модерн, рассказали в Медиацентре Витебской области организаторы и участники XXХV Международного фестиваля современной хореографии, который пройдет в Витебске с 20 по 24 ноября.
Сказано: Первые фестивали танца были пестрыми и разноплановыми. На сцене присутствовали бальный, народный, эстрадный танец, хип-хоп и что-то другое. Это другое, которое затем получило название современная хореография, и определило направление и развитие IFMC.
Роден и частушки
Инициатор, бессменный организатор фестиваля, заместитель генерального директора по специальным проектам Центра культуры «Витебск» Марина Романовская подчеркнула, что для нее IFMC – это часть истории города, часть души, воспоминаний и ожиданий новых встреч. Неслучайно графическим знаком хореографического форума стал меандр, символизирующий бесконечное течение жизни, смену поколений. Это будет прослеживаться на юбилейном фестивале – в афишу фестиваля включены произведения, ставшие уже классикой, и новые, отражающие видение хореографами современного мира.
В гостевой афише представлен спектакль «Колыбельная для Маяковского» в исполнении московской компания «Ятеатр». Постановка основана на сюжете, продиктованном жизнью поэта, и передает языком пластики его терзания, сомнения, чувства великого мастера слова. «Балет. Театр» из Санкт-Петербурга привезет балет Petrushka с балаганными сценками.
Давний друг IFMC – Пермский театр «Балет Евгения Панфилова» –покажет вошедшую в золотой фонд труппы постановку «Река», спектакль «Посмешище» по мотивам басен Крылова. Под занавес закрытия фестиваля труппа из Перми представит совместную работу с Белорусским государственным молодежным театром – балет «Красота».
– Благодаря нашей дружбе с выдающимся хореографом, народным артистом Владимиром Васильевым, который не раз был гостем IFMC, в афише появилась хореографическая новелла «Грации. Наследие». Это постановка по мотивам рассказа Василия Шукшина в исполнении Государственного молодежного ансамбля песни и танца «Алтай», с которым сотрудничает Владимир Васильев. Интересно посмотреть, как народный коллектив работает в эстетике современной хореографии и перекладывает на язык танца литературное произведение, – отметила Марина Романовская.
«Это всего лишь вещи»
Спектакль под таким названием покажет «ЭТО русская компания современного танца Александра Могилёва». Александр также в этом году будет работать в международном жюри и поделился своими мыслями по видеосвязи. Кстати, он ученик известного хореографа, который был одним из любимцев IFMC, Николая Огрызкова.
Хореограф также рассказал о своей постановке. Сцена завалена вещами, которыми люди часто захламляют свой дом. Но любая вещь несет в себе память и эмоции, с которыми трудно расстаться. Рассуждая хореографически на эту тему, постановщик не дает ответ. Только вопрос, хорошо это или плохо освобождаться от воспоминаний. Они в вещах или в душе человека.
Конкурс с женским лицом
Как отметила Марина Романовская, особенность нынешнего конкурса – преобладание женской хореографии. На первый план выходят темы, которые волнуют женщин, как матерей, продолжательниц рода, хранительниц очага, возлюбленных. В этом году выступят только взрослые коллективы. До современной хореографии нужно дозреть, натренировать тело, чтобы передать глубокие мысли. География участников конкурса достаточно широкая. Самая удаленная точка, откуда коллектив приедет в Витебск, находится на расстоянии в 6,5 тыс. км в китайском городе Шанцю. Не ближний путь собирается преодолеть и учебный ансамбль «Академия» Тюменского государственного института культуры. Его руководитель Яна Быкова вышла на связь с Витебском.
– О фестивале я слышала от своих коллег, которые приезжали из Витебска в полном восхищении, говорили о том, что подобного нигде не видели. На IFMC нужно обязательно побывать, увидеть, что такое современный танец. Когда мы подавали заявку, не думали, что пройдем. Теперь вдохновились и хотим услышать мнение компетентных людей о нашей работе, – сказала Яна.
Свою конкурсную работу представит хореограф, ассистент главного балетмейстера Большого театра Беларуси Анастасия Голешева.
– Хореографическая композиция называется «Танец Матисса». Французский художник Анри Матисс написал свою знаменитую картину «Танец» в 1910 году, вдохновившись исполнением Айседорой Дункан фурандолы – провансальского народного танца. Меня привлекло, что Матисс писал, как он говорил, не танцоров, а танец. В постановке, которую я определила как позитивно-комедийную композицию, участвуют артисты классического балета, – пояснила Анастасия.
Другая Цветаева
В рамках выставочной программы гости фестиваля познакомятся с арт-проектом, посвященным жизни и творчеству Валерии Цветаевой, танцовщицы, хореографа, педагога. Сводная сестра Марины Цветаевой увлеклась концепцией танца Айседоры Дункан и открыла курсы «Искусство движения». В рамках выставки пройдет перформанс на основе воссозданных записей Валерии Цветаевой.
Будет также представлена выставка живописи и скульптуры «Формы i колеры» могилевских художников Оксаны Евдокименко и Андрея Воробьева.
Справка «ВВ»
Нынешний форум соберет хореографов, танцоров и теоретиков танца-модерн из разных уголков Беларуси, России, а также Китая, Казахстана, Словении, Египта, Италии, Швеции и других стран мира. По традиции зрителей ожидают балетные спектакли и выступления театров танца, практические мастер-классы и лекции о современном искусстве, оригинальные выставки и презентации, пресс-конференции и открытые дискуссии.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.