Автор: . Дата создания:

Новогодним подарком любителям изобразительного искусства стала выставка живописи Петра Явича в Витебском художественном музее. Экспозиция посвящена 105-летию со дня рождения одного из ярчайших белорусских художников.

Петр Явич – человек удивительной судьбы, жизненной и творческой. Родился в венгерском городе Терексентмиклош, затем, когда мальчику исполнилось 8 лет, семья переехала в Витебск. Петру прочили будущее скрипача, но все изменила одна встреча. Как-то в дом зашел известный в городе живописец и основатель собственной художественной школы Юрий Пэн, для которого глава семейства переводил статьи из венгерского журнала, и пригласил Петра в свою студию. В течение двух лет он учился у мастера и всегда с гордостью говорил, что первый учитель Марка Шагала открыл и ему путь в искусство.

После окончания семилетки Петр Явич поступил в единственное в те годы художественное учебное заведение в Беларуси – Витебское художественное училище, где преподавали выдающиеся педагоги Федор Фогт, Иван Ахремчик, Ефим Минин и другие. Талантливый выпускник получил направление в Ленинград, но поехать учиться из-за материального положения в семье не смог. Устроился работать в Минске в Большом театре оперы и балета, затем вернулся в Витебск и трудился художником-ретушером в редакции газеты «Витебский рабочий». Так что в некотором смысле Петр Явич – наш коллега.

Но душа его принадлежала живописи, которой он посвящал свое свободное время. И вскоре его картины стали появляться на выставках.

Потом была война, и художник пополнил ряды защитников Отечества, сменил кисти на оружие. Был пулеметчиком, переводчиком, служил в
контрразведке. Так сложилось, что Петр Явич участвовал в боях за освобождение своей родины – Венгрии. За доблесть был награжден орденом
Отечественной войны, боевыми медалями. После демобилизации в 1946 году вернулся в Витебск и вскоре не только был принят в Союз художников БССР, но и назначен уполномоченным от творческого объединения по Витебской области. Эту обязанность Петр Явич исполнял более 10 лет. При нем была создана мастерская Художественного фонда БССР.

Петр Явич в творчестве был верен однажды выбранному с подачи Юрия Пэна направлению – реалистическому. И, какие бы ни были соблазны увлечься модными течениями, он держался старых устоев, не боясь, что его посчитают несовременным. За эту преданность творческому кредо его уважали собратья по цеху и ценили любители искусства. Петр Явич завоевал славу одного из лучших белорусских портретистов. Его «Девочка в голубом» вошла в фонды Третьяковской галереи. А портрет Миная Шмырёва, с которым дружил художник, выставлен в Москве в Музее Победы на Поклонной горе.

На выставке в Художественном музее представлено более 60 работ из собрания семьи живописца. Все они бережно хранятся в доме, где жил и до последнего дня творил Петр Явич. Центральное место в экспозиции занимает мольберт с автопортретом.

– Этот холст я нашел среди большого архива. Сначала думал, что работу нужно отреставрировать, но потом решил показать такой, какой ее написал дедушка, – пояснил Петр Явич-младший.

На открытие экспозиции пришли также сын и дочь живописца. Елена Богданович и Александр Явич вспоминали, что самой большой радостью для отца была возможность показать свои произведения людям. Так что данная выставка – лучшая память о художнике, имя которого золотыми буквами вписано в сокровищницу национального изобразительного искусства.

Ознакомиться с экспозицией можно до 25 февраля.

Фото Татьяны ПАСТЕРНАК