Уникальный историко-культурный потенциал родного края в гражданско-патриотическом воспитании учащихся используют учреждения образования Полотчины. Опыт работы в данном направлении получил высокую оценку на областном и республиканском уровнях и рекомендован к распространению в регионах Беларуси.
По данным социологического исследования о готовности молодежи остаться жить и работать в своем регионе, Полоцк оказался в лидерах республиканского рейтинга. Это результат четко выстроенной системной работы всего педагогического сообщества с целью привить детям любовь к малой родине с раннего возраста.
– Наш город – самый древний в Беларуси, – отметила начальник управления по образованию Полоцкого райисполкома Ирина Дроздова. – Здесь столетиями намоленная земля, особенная энергетика истоков. И, конечно, мы стараемся в полной мере использовать богатейшее историко-культурное наследие в образовательных и воспитательных целях. Одна из приоритетных задач – научить подрастающее поколение ценить и уважать прошлое, беречь и сохранять многовековые традиции, гордиться достижениями великих земляков и продолжать их дела в своих поступках.
Уже много лет в районе воплощают в жизнь учебно-воспитательный проект «Мы – полочане». В детских садах реализуется специальная программа «Первые шаги к Полоцковедению», а в школах введен факультативный краеведческий курс «Полоцковедение», солидный комплекс материалов к которому разработан самими педагогами.
Посещая занятия, ребята значительно расширяют свое представление о вехах прошлого, памятниках материальной и духовной культуры, образе жизни и нравах предков. К старшим классам они уже могут составить целостную характеристику родного края, умеют вести дискуссию, отстаивать свое мнение, оценивать события в единстве исторического процесса. Полученные знания закрепляются на практике. Школьники активно посещают музеи, выставки, археологические раскопки, проводят большую исследовательскую деятельность, пишут научные и творческие работы.
Важной составляющей в гражданском становлении юных полочан является реализация социально значимых проектов. Самый масштабный из них – «Скориновские дни в Полоцке».
Детско-юношеский форум, дающий яркий старт учебному году, проводится по инициативе районного молодежного парламента и собирает школьников не только из всех областей Беларуси, но и зарубежья.
Примечательно, что каждый раз в рамках праздника учреждения образования проводят открытые уроки на улицах и площадях древнего города, организуя презентации оригинальных историко-исследовательских проектов. Сначала это был «Полоцк глазами детей, или Город в миниатюре», по итогам которого созданы макеты 26 знаковых памятников полоцкой земли, а также великолепная коллекция костюмов эпохи средневековья. Продолжением стала реализация проекта «Краіна майго дзяцінства», отразившего представление детей о малой родине в серии оригинальных арт-объектов, которые с успехом были также представлены на областном фестивале тружеников села «Дажынкі-2018».
А в этом году полочане вновь удивили гостей, устроив исторические мастерские под открытым небом в рамках районного проекта «Лента времени», символизирующего длинную дорогу, по которой идет человечество из прошлого в будущее.
Проведя большую исследовательскую работу, школьники совместно с учителями и родителями попытались отмотать ленту времени назад и реконструировать различные временные отрезки далеких эпох. Результат превзошел ожидания. Интерактивные площадки вызвали огромный интерес жителей и гостей Полоцка, которые с удовольствием фотографировались на фоне ожившей истории.
Так, СШ №18 представила дружину великого князя Всеслава Брячиславича, при котором Полоцкая земля достигла наивысшего расцвета и могущества. С музыкальной культурой Средневековья познакомила СШ №6. Школьники СШ №10 изобразили ожившие картины знаменитого художника Ивана Хруцкого, а учащиеся гимназии №2 вжились в образы своих сверстников второй половины XIX – начала XX веков. Отдельный блок, посвященный военной тематике, напомнил о подвигах Героев Советского Союза Зинаиды Туснолобовой-Марченко и Татьяны Мариненко, гвардейцев-григорьевцев, ценою жизни отстоявших мост через Западную Двину в июле 1944 года.
Значение таких проектов, как отметила Ирина Дроздова, трудно переоценить. Их главная цель – не в зрелищном представлении, а в том, чтобы достучаться до детских сердец, пробудив неподдельный интерес к истории. Изучая материал по выбранной теме, школьники учатся осмысливать проблемы общественного развития, понимать связь времен, находить выходы из сложных жизненных ситуаций. Все это часть большой планомерной работы по воспитанию активного, целеустремленного, духовно богатого молодого поколения, которое возьмет на себя ответственность за будущее своей малой родины и всей страны, ее дальнейшее развитие и процветание.
Фото из архива учреждений образования.