Автор: . Дата создания:

В коласовскую труппу Татьяна Лихачёва пришла девятнадцатилетней девчонкой и все эти годы преданно служит родному театру, который стал ее судьбой, семьей, верным другом. Ее дебют состоялся в 1972 году в спектакле «Свой остров» по пьесе эстонского драматурга Раймонда Каугвера. Эта постановка давно списана из репертуара, а вот в «Несцерке» актриса играет уже 50 лет. Шутит: из массовки доросла до эпизодической роли.

Татьяну Лихачёву любят сцена и зрительный зал. На витебских подмостках актриса воплотила много разных образов, для нее – судеб, счастливых, трагических, сказочных. Не многим ее коллегам выпало счастье сыграть шекспировских Джульетту и Корделию, чеховских Аню и Соню, Евфросинию Полоцкую, миссис Сэвидж. Режиссеры, как говорят в театре, «видели» ее в своих постановках и еще больше убеждались в выборе, когда спектакль имел успех у зрителей.

Один из партнеров Татьяны Лихачёвой сказал, что сцена дает актрисе вечную молодость. Это своего рода средство Макропулоса. Да, она может блистать и сыграть героиню намного моложе себя, но одновременно не боится выглядеть некрасивой, смешной, немощной. И порой такие роли становятся любимыми. Например, Смерть из «Ладдзi роспачы», когда актриса появилась на публике лысой, или безобразная старуха в «Каралеве прыгажосці з Лінэна». Последний с успехом был показан на фестивале в Санкт-Петербурге.

О сцене актриса мечтала с детства. Малышкой становилась на табуретку и читала стихи, чуть старше участвовала в дворовых спектаклях в Полоцке, куда из Воложина Минской области, где она родилась, перевели ее отца – военного. Затем – детский коллектив при Доме культуры, Полоцкий народный театр, студенческий – в Новополоцке, на сцене которого талантливую девушку увидел тогдашний художественный руководитель коласовской труппы Семен Казимировский и пригласил в Витебск. Причем сразу в основной состав. Ей посчастливилось играть с корифеями театра, которые вошли в сокровищницу белорусского искусства – Анатолием Трусом, Зинаидой Конопелько, Иосифом Матусевичем, Георгием Дубовым, Владимиром Кулешовым, Федором Шмаковым. Молодая артистка попала в атмосферу большой теплоты, заботы, любви. Уроки мастерства, полученные от старшего поколения, Татьяна Лихачёва старается передать молодежи. И не только театральной. Заслуженную артистку приглашают дать мастер-классы танцорам, моделям, она преподает в школе хороших манер Bon Ton.

Татьяна Лихачёва не обделена любовью зрителей и профессиональными наградами. Она обладательница престижного приза  Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальная звезда», имеет почетный знак Министерства культуры «За вклад в развитие культуры Беларуси». Драматург Алексей Дударев (кстати, ее однокурсник по Белорусскому театрально-художественному институту, ныне академии искусств) в свое время написал для нее пьесу «Люцi», в которой она сыграла заглавную роль.

Несмотря на жизненные испытания и потери (пятнадцать лет назад ушел из жизни ее муж – заслуженный артист Беларуси Геннадий Шкуратов), выпавшие на долю актрисы, она считает себя счастливой. Многое, о чем мечталось, сбылось. У нее есть любимая профессия, два замечательных взрослых сына. Она побывала на родине своих предков – в Греции и даже вышла на сцену древнегреческого театра, спела песню своей героини из «Ладдзi роспачы» Владимира Короткевича.

И подарок на свой двойной юбилей Татьяна Лихачёва получила самый желанный – аншлаг в зале и аплодисменты зрителей.

Фото Татьяны ПАСТЕРНАК и из архива театра.