Поездка в Осовец, что недалеко Бешенковичей, была запланирована заранее. В конце июля – начале августа здесь приземлился десант из Института истории НАН Беларуси, чтобы найти артефакты, возраст которых насчитывает несколько тысячелетий. Корреспондент «ВВ» решила поучаствовать в раскопках и примерить на себя роль археолога.
– Сегодня мы будем участвовать в раскопках древнего поселения Осовец-3, находящегося на песчаной возвышенности, некогда размещавшейся на берегу озера. В километре отсюда расположено еще одно поселение – Осовец-2, на данный момент, к сожалению, залитое водой. Оба относятся к неолиту и бронзовому веку (примерно IV – II тысячелетия до н. э.), – рассказывает по пути известный краевед и старший научный сотрудник Бешенковичского районного историко-краеведческого музея Станислав Леоненко.
Вместе с ним, а также учащимися и педагогами бешенковичской СШ № 1 им. И. Строчко мы отправляемся на Кривинский торфяник на границе Сенненского и Бешенковичского районов – один из уникальнейших комплексов неолита и бронзового века на территории Восточной Европы.
Станислав вместе с сотрудниками Института истории НАН в качестве волонтера ежегодно участвует в раскопках, которые вот уже на протяжении 9 лет возглавляет заведующий отделом археологии первобытного общества, кандидат исторических наук Максим Чернявский. Ученым удалось обнаружить в этом месте фрагменты керамики и изделия из кремния. Век, которым датируются находки, называется бронзовым, но металлических изделий в те времена еще не было. За все время раскопок в Осовце начиная с 1966-го года было найдено лишь два фрагмента бронзовой проколки (что-то наподобие острой металлической иглы или шпильки). Копать по северному склону возвышенности историки начали исходя из более ранних разведочных шурфов (вертикальные выработки небольшой глубины). Пока им встретилось небольшое количество материалов северобелорусской археологической культуры конца III – начала II тысячелетия до н. э. возрастом 3800 – 4200 лет.
Углубление по слоям
Приезжаем на место и сразу окунаемся в романтическую атмосферу искателей древностей.
– Сначала мы проводим разведочные шурфовки, чтобы выявить зону распространения культурного слоя. Уже раскопали один минеральный шурф, а чуть ниже, где минеральная почва и песок переходят в торфяник, выявили деревянные конструкции – вероятно, начала II тысячелетия до н. э. Возможно, это был помост из дерева, – сообщил Максим Чернявский.
Перед началом работ археологи закладывают сеть квадратов, каждый из них обозначают колышками, на которые по периметру натягивают веревку. Внутри каждого квадрата аккуратно снимают дерн и затем один за другим более глубокие слои земли. Работают очень аккуратно, снимая землю пластами по 10 сантиметров и затем ровно ее зачищая. Используют ручные лопатки, строительные шпатели, кельмы, небольшие совки. Иногда срезают буквально по 2 – 3 мм земли, в этом случае потом нет необходимости перебирать ее дополнительно. Копают даже в воде, достигая материка, минерального дна – того слоя земли, на которую впервые пришли люди. Если находят керамику, фрагменты битой посуды, единичные изделия из кремния, фрагменты костей животных, то осторожно смахивают с них грунт кисточками, чтобы не повредить. Лишнюю землю выбрасывают на поверхность, затем тщательно перебирают вручную, поскольку в ней тоже можно что-то обнаружить. Все находки сразу фиксируют, упаковывают в маленькие пластиковые пакеты и маркируют, указывая квадрат и глубину.
Труд участников экспедиции нелегок – много часов под открытым солнцем с лопатками и мастерками в руках, атакуемые комарами и слепнями, они сантиметр за сантиметром пробираются на нужную глубину. Необходимые атрибуты гардероба – головной убор, наколенники (для защиты коленей от холодной земли) и перчатки (к слову, некоторые археологи работают без них, поскольку так проще нащупать ценные находки).
Прошу допустить меня к работе и получаю добро. Кепку на голову, наколенники на ноги, натягиваю перчатки и бодро начинаю орудовать мастерком. Меня предупреждают, чтобы землю снимала тонкими слоями. Аккуратно поработав в раскопе, заполненном водой, и так ничего и не найдя, перехожу в другое место, расположенное выше. А вот здесь меня ждет интересное!
Эксклюзивный артефакт
– Впервые за много лет на Кривинском торфянике совершено археологическое открытие: в поселении Осовец-3 обнаружен нуклеус кундской культуры (кусочек кремния, от которого откалывались отщепы для изготовления орудий труда). Он маленький, что характерно для периода мезолита и, судя по внешнему виду, побывал в огне. Его нашли недалеко от следа довольно «свежего» костра, которому максимум 100 лет. Нуклеус стал белым и покрылся мелкими трещинками. Тем не менее он характерен для кундской культуры, и благодаря этой находке можно утверждать, что люди пришли сюда значительно раньше, чем принято было считать, и, значит, данная территория была заселена в эпоху неолита, примерно 7 – 8 тысяч лет назад. С большой долей вероятности это валдайский кремний, добытый за сотни километров отсюда, говорит о межкультурных связях и взаимодействии людей, проживавших на большом отдалении друг от друга, – рассказала научный сотрудник отдела археологии первобытного общества Института истории НАН Беларуси Светлана Велент-Щербач.
Конечно же, теперь мне тоже хочется что-то найти! Вооружившись шпателем, снова начинаю работать в другом раскопе, но примерно через 20 минут стараний понимаю, что ничего не попадется. Археологи говорят, такое случается: можно ничего не найти даже за несколько дней или неожиданно «выкопать» сразу несколько артефактов.
В палаточном лагере
Отправляемся посмотреть на повседневный быт исследователей. На лугу примерно в полукилометре от места раскопок находится палаточный городок, где живут сотрудники Института истории НАН Беларуси, Российской академии наук и волонтеры, которые каждое лето помогают археологам.
Для Вари и Светы Осовец, как они сами говорят, этот городок стал уже вторым домом. Мама Вари Екатерина Стамбровская впервые восемь лет назад приехала сюда в качестве волонтера, а на следующий год взяла с собой детей – Варю и ее младшего брата Стефана.
В этот день Екатерина не участвует в раскопках, потому что за ней кухня. На сковородке аппетитно скворчит морковь с луком, в миске ждет своего часа нарезанная картошка, а в другой – салат из свеклы, в ведре над костром варится ароматный походный суп. Предлагаю свою помощь в приготовлении еды. Мне доверяют перемешивать овощи на сковороде, с чем успешно справляюсь.
– Традиционный завтрак – макароны с тушенкой. Популярна сгущенка. Обед всегда сытный, состоит из двух блюд и чая. Пользуются спросом супы и борщ, а на второе – каша. Часто подкидывают овощи и закатки с бешенковичских огородов. Еду охлаждаем в близлежащем мелиоративном канале. А вообще мы едим самую простую еду, продукты закупаем сами в городском поселке, – сообщила Екатерина Стамбровская.
После сытного обеда историки вернутся на раскопы, чтобы снова заняться поиском утраченных сокровищ. Пожелаем им успеха!
Фото Натальи НЕПАПУШЕВОЙ.