В этом удивительном живописном месте на берегу Днепра воду берут только в колодцах, верят в добрых духов, пекут вкуснейшие «бубашки» и почитают собственного святого. А еще в агрогородке Россасно Дубровенского района живут потомки французов из армии Наполеона.
Три корня и паук на удачу
В самом центре агрогородка – сразу несколько «буслянок». Аисты тоже, считай, местные жители. В Россасно эти благородные птицы чувствуют себя спокойно и защищенно, возвращаются сюда снова и снова.
Старожилы утверждают, что это хорошо, когда в деревне селятся аисты. И вообще здесь в приметы верят. Говорят: народная мудрость не хуже науки.
За советом и помощью россасненцы часто идут к местной знахарке – Александре Фадеевне Бибчиковой. Хотя долгожительнице недавно исполнился 91 год, она вполне может потягаться с молодежью, демонстрируя отличную память и ясный ум.
Александра Фадеевна знает свойства каждого растения, произрастающего в округе, и за свою жизнь не выпила ни одной пилюли. Примечательно, что родилась она на Духа, или праздник Святой Троицы. В этом видит скрытый смысл и свое предназначение.
– В каждом доме должно быть три корня, – говорит знахарка. – Лопуха, пырея и одуванчика. Их сушат, перемалывают и готовят отвар. Если его пить постоянно, будет богатырское здоровье. А после зимы нужно обязательно заваривать лист смородины – это кладезь витаминов и минералов.
Александра Фадеевна – единственная местная мастерица, делающая оклады для икон из древесной стружки. Многие ее работы до сих пор украшают красный угол в домах россасненцев.
А еще там «живут» соломенные пауки, которых должна уметь плести каждая уважающая себя хозяйка. В Россасно считают, что такой паук служит оберегом от злых духов.
Был офицером, стал священником
Есть в Россасно и собственный святой. Вскоре силами местных жителей и с помощью сельсовета будут воздвигнуты поклонный крест и памятный знак здешнему уроженцу Дмитрию Власенкову. 20 августа 2000 года священник был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Архиерейским собором Русской православной церкви. По древней христианской традиции его память празднуется в день кончины – 2 мая – и в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Родился Дмитрий Емельянович 15 мая 1880 года в Россасно Дубровенского уезда. Окончил церковно-приходскую школу. В 1902 – 1905 гг. служил унтер-офицером в царской армии. После занимался земледелием, затем служил священником в местном храме. В советское время был арестован за проведение религиозных обрядов. Однако священник продолжал следовать Слову Божиему, доносил его до людей.
19 ноября 1940 года судебной коллегией по уголовным делам Витебского областного суда Дмитрий Власенков был приговорен к заключению в ИТЛ сроком на пять лет. Но из заключения он не вернулся.
Из поколения в поколение…
Заведующая сельским клубом Валентина Безносенко по крупицам собирает исторические сведения и свидетельства очевидцев о родном крае, бережно их хранит для потомков, ведет летопись.
– По одной из легенд, название нашего населенного пункта происходит от красивейших сосновых боров, произраставших по берегам Днепра, – рассказывает Валентина Николаевна. – Качество древесины было настолько высоким, что ее отправляли даже в Китай.
А второе поверье гласит, что Россасно – это расщелина, россоха, где река впадает в другую реку. Именно здесь, по ее берегам, стали обживаться люди.
Поселение возникло в 1534 году. В 1703-м это было имение, в 1772-м – местечко Оршанского, потом Горецкого уезда. В 1870 году здесь насчитывалось 167 домов и проживало 1023 человека.
– А в 1812 году Россасно заняли французы, – продолжает заведующая клубом. – 1 августа Наполеон ночевал в лесу рядом с деревней. Для перехода его армии в Россасно было построено четыре моста из местных разобранных на ходу строений: магазина, домика священника, сельских изб – солдаты не гнушались ничем. Потом они бежали, но следы свои оставили. Тяжелораненого офицера спасла его сестра – медсестра. Они остались в деревне, их приютили сердобольные россасненцы. Женщина выходила брата, но они не уехали из деревни – обжились, пустили корни.
Есть в самом сердце агрогородка еще одна святыня – памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. Тут, по предварительным данным, в 1943 году, когда здесь стоял фронт, погибло 1887 человек. Поклониться памяти павших приезжают родственники из разных уголков Беларуси, России, Украины, Казахстана.
Сегодня в Россасно проживает чуть более 200 человек, которые гордятся своими знаменитыми земляками.
Так, из поколения в поколение передается героическая история россасненца Елисея Пекова, который участвовал в восстании на броненосце «Потемкин» в 1905 году.
В нынешнем году исполнится 120 лет со дня рождения известного белорусского ученого, доктора сельскохозяйственных наук Маркела Савицкого.
– И теперь в Россасно живут трудолюбивые, преданные земле люди, – отмечает Валентина Николаевна. – Например, участники республиканских и областных «Дажынак» Юрий Прудников, Владимир Калинин, Владимир Безносенко, Иван Прудников.
Не плюй в колодец...
Чтят в Россасно не только людей, но и вековые традиции.
Так, 76-летняя участница фольклорного клуба «Сударушка» Инна Порфиловна Замрина вместе с Валентиной Безносенко возобновила обряд печения «бубашек» из дрожжевого теста на Сороки. Внутрь одного из круглых пирожков кладется монетка. Кому попадется – тому достаток весь год будет.
В агрогородке шутят: здесь целое поселение Замриных. Дело в том, что два сына Инны Порфиловны, отучившись, вернулись на свою малую родину и создали здесь семьи. Вернулся в Россасно и один из ее внуков. Все дома Замриных рядом, поэтому правнуку Александру, чтобы проведать прабабушку, достаточно перебежать тропинку.
Инна Порфиловна рассказала еще об одной интересной особенности Россасно. Оказывается, только тут в Дубровенском районе сохранилось 12 действующих колодцев.
– Россасненцы берут только колодезную воду, – говорит Инна Замрина. – Ведь она из самых недров земли, а потому «живая».
Инна Порфиловна на эту тему готова говорить бесконечно. Она – кладезь легенд и преданий про колодцы.
– Для наших далеких предков колодец являлся не только источником воды. Он был своеобразным связующим звеном между воздухом, землей и водой, – рассказывает она. – Поэтому и воспринимался нашими пращурами как источник жизни (вода дарует жизнь) и как способ связи с загробным миром (вода может и отнять жизнь). Вспомните хотя бы сказки: на тот свет герой чаще всего попадает через колодец. Считалось, что из него смотрят на людей их родители, поэтому запрещалось отливать назад воду из набранного ведра. Покровительствовала колодцам богиня Макошь, а после святая Параскева Пятница и Богородица.
Инна Порфиловна рассказала и о том, что образ колодца связан с женским началом, дарующим жизнь, как и вода. Неслучайно покровительницы колодцев считаются заступницами беременных и рожениц. Несчастье же ожидало того, кто в колодец плюнул. Когда в деревне гуляют свадьбу, молодые собирают воду из семи колодцев, чтобы жизнь была светлая, счастливая. А задремавшему близ колодца или родника путнику снятся пророческие сны.
Такие населенные пункты, как Россасно, имеют свой неповторимый колорит. Однако у каждого места на земле есть своя славная история, овеянная множеством легенд и преданий. И замечательно, что есть люди, которые бережно сохраняют ее для следующих поколений.
Фото Ольги ЛЕБЕДЕВОЙ.