Торжественное открытие мемориальных досок с барельефами знаменитых земляков Язепа Дроздовича и Викентия Дрозда состоялось на днях в Глубоком. Объемные работы известного белорусского скульптора Александра Тухто украсили стену жилого дома, построенного на окраине райцентра 150 лет назад.
Старший научный сотрудник Глубокского историко-этнографического музея Александр Хайновский, обращаясь к участникам праздничной церемонии, подчеркнул, что история малой родины соткана из истории отдельно взятых семей, таких как Дрозды. Учитывая заслуги представителей рода, и в первую очередь Викентия Клементьевича, награжденного в годы Первой мировой войны Георгиевским крестом 4-й степени, старинная семейная усадьба на улице Максима Горького отныне будет включена в городской экскурсионный маршрут.
Вниманию туристов будут представлены две мемориальные доски на стене хорошо сохранившегося жилого дома, в котором ныне проживают дети Викентия Клементьевича Зоя Голикова и Георгий Дрозд.
– После войны отец вернулся на родину, женился, занялся сельским хозяйством. У родителей был большой участок земли – порядка 20 гектаров, а также сад, пасека. Долгие годы отец был членом кружка коневодства, разводил породистых лошадей, – рассказывает Зоя Викентьевна, показывая стопку старых фотографий, документов, наград.
Позже Викентий Клементьевич работал бригадиром садово-овощной бригады колхоза «Большевик», которая выращивала продукцию для консервного завода. За высокие производственные показатели неоднократно был на ВДНХ в Москве, получал много наград.
В доме часто бывали гости, в том числе представители творческой интеллигенции. С радушием хозяева встречали земляка, странствующего художника, археолога, этнографа, фольклориста Язепа Дроздовича, у которого не было семейного очага, он преимущественно зарабатывал тем, что расписывал настенные ковры в домах у небогатых людей.
– Он приходил к нам не раз, – подтверждает Зоя Викентьевна. – Мы с сестрой тогда были маленькими. Помню его веселые рассказы и таинственный сундучок с резной крышкой, где он хранил свои краски. Все называли его дядька Язеп. Он всегда предлагал нарисовать для нас что-нибудь. На стене в одной из комнат долгое время висел созданный им глиняный барельеф. К сожалению, он не сохранился до наших дней.
Дроздович и Дрозд любили малую родину, восхищались ее красотой. Есть и еще одна общая нить, связывающая их: в годы Первой мировой войны они служили в царской армии. Викентий находился в Георгиевском батальоне, а Язеп, окончив фельдшерские курсы, работал в госпитале.
Зоя Викентьевна рассказывает, что и спустя много лет они, сидя за одним столом, все так же эмоционально вспоминали о военных сражениях, доблести сослуживцев, о преданности Отчизне.
В своем дневнике Язеп Дроздович писал: «Придет время, и меня еще поищут!» Слова оказались пророческими: начиная с 70-х годов прошлого века жители Глубокского и Шарковщинского районов по крупицам собирают факты его биографии, предметы, которые так или иначе связаны с ним.
Воспоминания Зои Викентьевны и ее брата Георгия Викентьевича приоткрыли еще одну страницу из его жизни.
С инициативой установить мемориальные доски в честь земляков районные организации Коммунистической партии Беларуси и Белорусского общественного объединения ветеранов обратились к руководству района и получили одобрение.
Воплотить задуманное помогли меценаты Антон, Дмитрий и Лариса Соболевские. Они также присутствовали на торжественной церемонии. Председатель райсовета депутатов Галина Унукович поблагодарила их за сохранение исторической памяти, значительный вклад в развитие регионального краеведения, популяризацию историко-культурных ценностей и активную общественную деятельность, вручила благодарности.
Александр Тухто вместе с Антоном Соболевским, Галиной Унукович, Георгием Дроздом и Зоей Голиковой первыми возложили цветы к барельефам земляков. После этого все желающие смогли посетить старинную усадьбу, ознакомиться с личными вещами Викентия Дрозда.
Фото Дианы Берникович.