Автор: . Дата создания:

В нынешнем году все ученики мастера по управлению механическими транспортными средствами категории В Витебской автошколы ДОСААФ Виталия Артамонова сдали экзамен в ГАИ с первого раза.

В профессию Виталий пришел три года назад, до этого работал аппаратчиком одного из предприятий областного центра, выпускающего лекарственные средства.

Говорит, что быть мастером по вождению мечтал с 16 лет, когда закончил автошколу. Запомнилось, как его инструктор доносил знания, и хотелось самому учить управлять автомобилем. За это время с помощью Виталия Артамонова права получили более 200 человек.

Инструктор считает, что необучаемых нет. Чуть сложнее приходится людям от 35 и старше. В силу возраста у них обостряется инстинкт самосохранения и по-другому оценивается обстановка. Статистикой отмечено, что также труднее дается обучение медикам, преподавателям и программистам. Склад их ума направлен на то, что сначала нужно подумать, а затем делать. Однако в вождении машины главное – выработать рефлекторные действия. Мастер неоднократно убеждался на собственном опыте в справедливости статистических исследований, безошибочно угадывая профессию ученика. Но, конечно, обобщать всех нельзя. Навыки приходят с километрами: один поедет с первых занятий, другой «выстреливает» на последних.

На занятия в автошколу часто приходят сотрудники ГАИ и демонстрируют видео ДТП, в которых пострадали люди. Виталий Артамонов в своей работе придерживается главного принципа – научить курсанта оценивать ситуацию на дороге и безопасность движения.

Мастер не согласен со стереотипом, что женщинам вождение дается тяжелее, чем мужчинам. Иной молодой представитель сильного пола сядет в машину и при движении начинает размашисто крутить руль, как в игре на компьютере. А девушке объяснил — и она будет делать то, что нужно.

К каждому ученику у инструктора индивидуальный подход. Одним помогает звучащая из магнитолы музыка, другим она мешает. Виталий Артамонов никогда не повышает голоса, потому что человек может закрыться и бояться, что совершит неправильные действия. А ведь пока не ошибешься, ничему не научишься.
Рабочий день инструктора достаточно насыщенный, двухчасовые занятия проходят с 6 — 7 учениками. Приходится быть в постоянном напряжении. Помимо того, что надо контролировать действия за рулем неопытного человека, досаждают дураки (по-другому не скажешь) на дороге. Часто учебный автомобиль подрезают, в основном это делают такси и маршрутки.

Есть еще один беспокойный тип водителей, которым доставляет удовольствие сигналить заглохшей машине с буквой «У». Курсанта сразу одолевает паника, и он не может завести двигатель. Однажды таким образом нарушала Правила дорожного движения (сигналить в населенном пункте можно только для предотвращения ДТП) бывшая ученица Виталия. В конце концов, объехав учебный автомобиль, она заметила в нем своего инструктора и дала по газам. Но далеко не уехала. Поравнявшись на светофоре, Виталий спросил в открытое окно: «Давно автошколу закончила?» Девушка засмущалась и извинилась. В то же время есть нормальные люди, которые подождут, пока ученик спокойно заведет машину и продолжит движение.\

На экзамене в ГАИ Виталий волнуется за каждого своего курсанта. Некоторые, находясь в стрессовом состоянии от присутствия в салоне инспектора, совершают обидные ошибки. Мастер воспринимает их как свои и начинает себя винить, что где-то недоработал.

Дальнейшую судьбу Виталий связывает с Витебской автошколой ДОСААФ. Руководство его ценит – в прошлом году получил новую машину, коллектив дружный. С некоторыми бывшими учениками мастер поддерживает контакты.

Фото Сергей ЛЯШУК