Автор: . Дата создания:

Экоматериалы из чайного гриба, шоколадных конфет, яблок и груш. Как школьники из глубинки осваивают современные биотехнологии и создают собственные.

Двигают научный прогресс

Профильные инженерные классы начали функционировать в Беларуси с 2022-го. Два года, с 10-го по 11-й класс, школьники углубленно изучают физику и математику либо биологию и химию, а также дополнительно занимаются на факультативах. Но в бешенковичской СШ № 1 им. И. Строчко пошли несколько дальше общепринятых требований: здесь старшеклассники осваивают техническое конструирование и биотехнологии, изучают естественные науки через разработку собственных проектов.

– Без технического конструирования ребенок не сможет понять устройства механизмов и никогда не станет инженером, поэтому все отрабатываем на практике, – сообщила заместитель директора по учебно-методической работе Елена Пискунова. – Кроме того, педагоги занимаются инженерией со всеми желающими, даже с детьми из младших классов. Наша задача – развить у детей не только теоретические, но и практические навыки, чтобы у них включились в работу оба полушария мозга.


В школе налажено тесное сотрудничество с Витебским областным институтом развития образования (ВОИРО), который выявляет одаренных в инженерии детей по всей области. Совместно с учреждением создана и развивается школьная STEM-лаборатория, в которой проводятся научные исследования и реализуются интерактивные проекты по конструированию. Педагоги школы состоят в сетевом сообществе «STEM-педагог: учитель будущего». Елена Пискунова периодически читает в институте лекции по повышению квалификации и участвует в совместных семинарах.


Юные Лобачевские и Ковалевские


Благодаря Зинаиде Бураковой, учителю информатики и классному руководителю 11-го класса, ребята учатся создавать инновационные технологии. Педагог ведет факультативный курс «Введение в инженерную профессию» и занимается с учениками программированием. В частности, под ее руководством старшеклассники разрабатывают различные программы на визуальном языке «Скретч». Уже дважды представители школьной лаборатории в составе команды ВОИРО принимали участие в ежегодном международном выставочном форуме ТИБО в Минске, посвященном телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям.


В 2023/24 учебном году ученик Зинаиды Геннадьевны Павел Сытов занял 2-е место на республиканской олимпиаде по креативному программированию, после чего в составе белорусской делегации посетил один из московских технопарков. В сентябре 2024 года, будучи уже 11-классником, юноша принял участие в Международной олимпиаде по креативному программированию и стал шестым, а в командном зачете белорусы поднялись на первую ступень пьедестала!
– Техникой начал увлекаться буквально с детского сада. Быстро овладел компьютером и стал конструировать – сначала собирал модели из конструктора «Лего». В первом классе понял, что математика – любимый предмет, – рассказал Павел Сытов. – Помимо программирования занимаюсь инженерией: пишу программы и участвую в разработке различных механизмов.
Одноклассники Андрей Рощин и Маша Маринкина тоже с ранних лет увлечены конструированием. Математика, физика и информатика – их любимые предметы. Поэтому как только в школе открылся инженерный класс, они сразу решили в нем учиться. Закономерно, что свою дальнейшую жизнь талантливые школьники планируют связать с программированием.


Кожа из органики

11-классница Мария Петухова под руководством Елены Пискуновой разработала технологию получения биокожи из целлюлозы чайного гриба. Проект был реализован совместно с ВОИРО. За разработку, не имеющую мировых аналогов, девушка удостоилась третьего места на XV Республиканском конкурсе инновационных проектов в номинации «Лучший молодежный инновационный проект», где, к слову, была самой юной участницей. В будущем Мария планирует связать свою жизнь с биоинженерией.


– К своему открытию я пришла экспериментальным путем. Как-то, будучи у бабушки, обратила внимание на засохший чайный гриб в банке. Взяла его в руки и обнаружила, что он очень напоминает бумагу и легко рвется. Тогда я задумалась: как сделать этот биологический материал более прочным, улучшить его свойства? Подошла со своей идеей к педагогу, и мы вместе приступили к научным изысканиям.
– Мы решили создать биоматериал, пригодный для изготовления галантерейных изделий. Для начала выяснили, существуют ли похожие технологии в мире, – продолжила рассказ ученицы Елена Пискунова. – Оказалось, что наша идея уникальна, при этом она полностью белорусская. В разных странах пытались создавать экоматериал, но на сегодняшний день его не производят в промышленных условиях. Представители Южной Кореи рассчитали, что для запуска производства нитей из биоматериала потребуется более 300 миллионов долларов. На выпуск подобного материала в нашей школьной ремесленной мастерской при условии закупки необходимого оборудования и расходных материалов понадобится 3,5 тыс. белорусских рублей.
Педагог и ученица занимаются экспериментами по получению биокожи в течение года и за это время получили образцы с различными эксплуатационными свойствами, оттенками и запахами. В их коллекции есть кожа на основе чайного гриба, шоколадных конфет, яблок и груш. Материал получается на удивление прочным, эластичным, устойчивым к воздействию влаги. Он легко окрашивается в разные оттенки, ему можно придать любую форму. К слову, педагог с гордостью продемонстрировала и готовое изделие из биокожи – чехол для мобильного телефона.


Разработкой заинтересовались в Минске. Первые образцы биокожи были представлены на фестивале науки, который ежегодно проходит в Центральном ботаническом саду. Наши земляки на достойном уровне конкурировали с молодыми учеными Беларуси. Признанием их заслуг стала благодарность президиума Национальной академии наук.


Фото Алексея ВРОНСКОГО.