Участникам творческого состязания, стартовавшего еще в марте по инициативе молодежной организации «Student Network», предложили высказать идеи по повышению качества высшего образования в нашей республике: обозначить существующие проблемы, найти реальные, достаточно легко реализуемые пути их решения и спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Из 60 работ, присланных на конкурс (кстати, около половины из них — на английском языке), были выбраны 15 лучших. Наградой для их авторов стала оплаченная организаторами поездка в Литву. В числе победителей оказалась и представительница Витебщины — старший преподаватель кафедры философии ВГУ имени П. Машерова Евгения Далимаева.
Какие же полезные идеи, по ее мнению, можно было бы воплотить в жизнь в вузах в ближайшее время при минимальных затратах? Они просты, как все гениальное. Например, Евгения Олеговна затронула в эссе вопрос повышения престижа высшего образования и мотивации студентов на получение более основательных знаний: «Я бы предложила выдавать дипломы с закрепленными вкладышами, в которых зафиксирован уровень академической успеваемости, чтобы наниматель сразу видел, какого «качества» молодой специалист пришел устраиваться на работу». Среди прочих мер — те, что помогут любому человеку учиться и совершенствоваться: овладение техникой быстрого чтения, выработка навыков слепого десятипальцевого набора текста, введение обязательного курса риторики (чтобы в дальнейшем не испытывать трудностей, к примеру, при встрече с потенциальным нанимателем и во время презентации своих достижений), а также занятий, направленных на улучшение внимания, памяти, воображения.
Жюри высоко оценило данные идеи, и в мае Евгения Далимаева вместе с остальными победителями конкурса отправилась в Вильнюс. Там белорусы побывали на нескольких семинарах, а еще собственными глазами увидели, как организовано обучение в Литве и чем отличается от нашего.
— В первую очередь поднималась тема формирования студенческого самоуправления как одного из необходимых элементов присоединения Беларуси к Болонскому процессу (напомним, что речь идет о сближении и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования. — Прим. авт.). У нас молодежь пока недостаточно участвует в различных аспектах жизни вузов. А основной структурой, объединяющей данную категорию населения и действующей под патронажем государства, является БРСМ. В Литве ситуация иная. Перед нами выступали и рассказывали о своей деятельности представители различных студенческих организаций, возникших по инициативе самих ребят, — поделилась впечатлениями Евгения Олеговна. — Значительная часть обмена информацией шла на английском языке. Что при этом порадовало — почти все члены нашей группы, куда входили победители, призеры и организаторы конкурса, свободно общались без синхронного перевода и задавали вопросы.
К слову, большинство выступавших литовцев продемонстрировало знание нескольких иностранных языков, отметила Евгения Далимаева. Владение двумя-тремя в Европе считается нормой для человека, окончившего вуз. Наша страна тоже предпринимает определенные шаги в данном направлении, даже в школе введен соответствующий обязательный экзамен, но до уровня Запада нам еще нужно расти.
А вот в чем европейцы проигрывают, так это в системности и основательности образования. Для обучения в соответствии с Болонским процессом характерна фрагментарность. То есть в первые два года во многих западных вузах студент может выбирать отдельные курсы по философии, культурологии и т.п., а в результате он многое узнает, например, о взглядах Сократа, но не будет даже подозревать о существовании Шопенгауэра.
— В итоге страдает академическая, фундаментальная подготовка, — говорит Евгения Олеговна.
Немало интересного белорусы вынесли из экскурсии по Вильнюсскому университету.
— Болонский процесс предполагает максимальную самостоятельность студентов. В аудиториях они проводят только 30% всего учебного времени. Остальное — это поиск необходимой информации собственными силами и выполнение учебных заданий, — пояснила Евгения Далимаева. — Библиотека в Вильнюсском университете открыта круглосуточно, и даже в 2-3 часа ночи она не пустует, там занимаются студенты, которые готовят собственные проекты. При этом если у наших ребят по три-четыре пары ежедневно, там — одна-две. Дальше знания они добывают сами, что делает их менее пассивными и учит грамотно планировать работу.
Можно было бы еще долго рассказывать о впечатлениях конкурсантов и замеченных ими различиях в техническом обеспечении вузов, нагрузке как студентов, так и преподавателей, степени инициативности молодежи. Однако сколько ни рассуждай, в любой системе образования найдутся свои сильные и слабые стороны. И что в перспективе окажется наиболее эффективным для Беларуси, покажет время.