Автор: . Дата создания:

Относиться несерьезно к детским проблемам со стороны родителей и учителей абсолютно неправильно. Порой ребята не могут разрешить конфликт самостоятельно. При этом даже не знают, куда и к кому можно в таком случае обратиться. И здесь на помощь приходят школьные службы медиации или службы примирения. Что представляют собой такие службы и как они помогают детям, разбиралась корреспондент «ВВ».

Помните, в детстве мы мирились своим способом с магическим заклинанием: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»? Так незамысловато, сплетая мизинцы, мы разрешали конфликты. Сегодня этот процесс урегулирования спора, но с обязательным участием третьей нейтральной стороны (с согласия конфликтующих) и называется медиацией.

В 2015 году по инициативе Белорусского республиканского союза юристов и центра «Медиация и право» медиаторы стали появляться в белорусских школах. И, как показала практика, сейчас они достаточно востребованы.

Обратиться за помощью могут как свидетели ссоры, так и его участники. Школьные медиаторы предварительно проводят беседу с каждой из сторон, чтобы узнать, что произошло, и выяснить, все ли согласны принять помощь.

Так, в средней школе №11 Витебска в рамках реализации областного творческого (исследовательского) проекта «Внедрение модели миротворческой деятельности и медиации в учреждении общего среднего образования» в январе 2021 года начала свою работу школьная служба примирения.

Медиаторами выступают сертифицированные учащиеся 10 класса, прошедшие годичную подготовку у старшего преподавателя кафедры психологии ВГУ имени П. М. Машерова, медиатора центра «Медиация и право», конфликтолога Жанны Даниловой.

– Школьная служба примирения – результат творческого (исследовательского) проекта по урегулированию школьных конфликтов, формированию навыков взаимопонимания и коммуникации учащихся, распространению цивилизованных форм разрешения конфликтов, – отметила Жанна Леонидовна. – Главным образом школьным медиаторам необходимо научиться навыкам конструктивного посредничества с помощью организации диалога между участниками конфликта.

Другими словами, смысл ме­диации прост: с минимальными потерями придти к взаимовыгодному соглашению и урегулировать конфликт. Хотя, как признаются сами медиаторы, на практике пока достаточно сложно организовать процесс конструктивных переговоров. Именно знанию основ конфликтологии, умению коммуницировать и поэтапному проведению технологии медиации на факутьтативных занятиях мы уделяем особое внимание.

По мнению Жанны Даниловой, усложняется ситуация детского конфликта вмешательством взрослого, что не всегда результативно. Межличностный конфликт имеет уникальную способность распространяться: дети ссорятся, в ситуацию подключается учитель, потом родители и дальше по цепочке. Ребята могут обо всем договориться и примириться, а на уровне взрослых конфликт может нарастать с большей силой. 

Задача медиаторов – внимательно выслушать всех участников спора и попытаться восстановить хронологию событий. Уже на этом этапе стороны зачастую успокаиваются: оказывается, в пылу конфликта что-то не заметили или неправильно поняли друг друга. И если этого недостаточно, медиаторы задают уточняющие вопросы, предлагают сторонам еще раз проговорить вслух свои претензии, помогают изменить точку зрения конфликтующих, а решение, кстати, принимают сами участники спора.

К слову, руководит проектом в школе заместитель директора по воспитательной работе Анна Щур, куратор медиаторов (уже после аттестации) – педагог-психолог Анастасия Фролова. Специалист рассказала, что чаще всего ситуацию удается разрешить за одну встречу. Благодаря школьной службе примирения ребята учатся быть самостоятельными и не полагаться только лишь на взрослых, напротив, стараются самостоятельно решать проблемы и давать оценку своим действиям и сказанным словам.

– Конечно, обобщать результаты и делать выводы пока рано, ведь это еще пилотный проект. По Октябрьскому району Витебска, например, это первый опыт, – подчеркнула Жанна Данилова. – В одном абсолютно убеждена: в разрешении конфликтов посредническая функция очень важна. Дети на эмоциях не всегда понимают, что, примирившись, они восстанавливают свои отношения, а именно в этом и заключается основная задача медиации.

По мнению Анны Щур, внедрение системы школьной медиации способствует снижению количества конфликтов и правонарушений в школе, улучшается психологическая среда пребывания ребенка в учебном заведении. У учащихся развивается способность к сотрудничеству и взаимопониманию, улучшается успеваемость, появляется уважение к себе и окружающим, будь то одноклассники, учителя или родители.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.