Автор: . Дата создания:

В этом учебном году школьники Витебщины триумфально выступили на международных олимпиадах. Количество победителей и призеров высшего уровня увеличилось практически втрое! Самое большое количество наград – золотую, серебряную и четыре бронзовые медали – завоевали учащиеся гимназии №2 областного центра. Это второй результат в стране, лучше выступили только представители Лицея БГУ. Директор гимназии №2, член совета Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов Константин Киселёв рассказал, чем объясняется прогресс северного региона в работе с талантливой молодежью, о перспективах работы в этом направлении, системе мотивации и поощрении одаренных учащихся и педагогов.

– Константин Леонидович, чем можно объяснить столько высокие результаты наших учащихся?

– Дело в детально выстроенной системе работы с одаренными учащимся и их педагогами на всех уровнях, начиная от регионального, где при полном содействии руководства области налажено тесное сотрудничество между главным управлением по образованию облисполкома, областным институтом развития образования и вузами, до районных (городских) и внутришкольных. К слову, в ИРО в нынешнем учебном году был открыт центр педагогических инициатив по работе с интеллектуально одаренными и высокомотивированными учащимися. В этом большом комплексе ни одно достижение учащегося, учителя, учреждения образования не остается без внимания и поддержки. Создаются максимально благоприятные условия для дальнейшего развития, оказывается серьезная помощь в плане материально-технического обеспечения и учебно-методического сопровождения образовательного процесса. С организационной точки зрения мне хотелось бы отметить огромный вклад в общее дело председателя областного Совета депутатов Владимира Владимировича Терентьева и начального главного управления по образованию облисполкома Дмитрия Леонидовича Хомы – без их личной заинтересованности и участия, как мне видится, результаты были бы значительно скромнее.

– На какие конкретно результаты учащихся вы бы хотели обратить внимание в первую очередь?

– В 2019/2020 учебном году состоялись семь международных олимпиад. Учащиеся региона завоевали 16 медалей и дипломов. Если говорить по предметам, то это шесть наград по математике, четыре по информатике, одна по географии, пять по русскому языку и литературе. По значимости – две золотые, шесть серебряных и восемь бронзовых медалей. Золото завоевали Дмитрий Михасько по географии (XIII Международная олимпиада по наукам о Земле, гимназия №2 Витебска) и Ярослав Борисов по информатике (XVI Международная Жаутыковская олимпиада, гимназия №8 Витебска). У учащейся средней школы №31 Витебска Ксении Шестаковой – три серебряные медали по математике: III Международной олимпиады по точным наукам среди подростков «Лаборатория подготовки талантов», V Кавказской математической олимпиады и IX Европейской математической олимпиады для девушек.

– Как в этом плане выглядят успехи витебской гимназии №2?

– Главный в стране центр по работе с одаренными учащимися – Лицей БГУ, команда которого только в этом году завоевала 14 медалей международных олимпиад. Но будет объективным добавить: и наша гимназия выглядит очень достойно, причем в масштабе республики. Например, результативность участия школ и гимназий в международных олимпиадах такие: гимназия №2 Витебска – 6 медалей, гимназия №41 Минска им. В. Серебряного – 5, центр юных пожарных Мозыря – 4, гимназия №8 Витебска – 4, средняя школа №31 Витебска – 3. Отрадно, что здесь в очередной раз сработала концепция «гимназии максимальной реализации», многопрофильности нашего учебного заведения, за счет которой мы пополнили копилку области и страны медалями по математике, информатике, географии, русскому языку и литературе. Приятно и то, что среди лидеров олимпиадного движения Беларуси сразу три учреждения образования Витебщины. У педагогического и ученического коллектива, родительского сообщества большие ожидания на перспективу. Я не боюсь озвучивать их на любом уровне: мы стремимся стать самым результативным учреждением общего среднего образования страны и на долгие годы закрепиться в этом статусе. Цель амбициозная, но мы последовательно к ней приближаемся и каждый раз убеждаемся: все задачи можно решить при желании и компетенциях.

– Расскажите о педагогах, благодаря работе которых удалось достичь столь высоких результатов.

– Это прежде всего мэтры олимпиадного движения: ведущий тренер по программированию Республики Беларусь Вероника Лактина (гимназии №8, №1, №2 Витебска), математики Александр Шуголь и Светлана Матросова (гимназия №2), Михаил Волков (гимназия №8), Наталья Щеглова (СШ №31), географ Сергей Кривенко (гимназия №2) и русские филологи Елена Моисеева (гимназия №2), Людмила Малиновская (гимназия №8), Елена Александрова (гимназия №7), Ольга Вечерская (СШ №1 Лиозно). Кстати, благодаря сплоченной работе языковедов региона, возглавляемых деканом филологического факультета ВГУ им. П. Машерова, доктором педагогических наук Сергеем Николаенко, команда Витебщины заняла второе место на заключительном этапе олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» по русскому языку и литературе, проходившей в ноябре 2019 года в Могилеве.

– В чем, на ваш взгляд, секрет успешной работы с одаренными учащимися?

– Победители республиканских и международных интеллектуальных соревнований – яркие таланты, с которыми нужно взаимодействовать лично, отсюда следует обязательное наличие индивидуального учебного плана. Вторая составляющая – ежедневная кропотливая работа учащегося со своим учителем в координации с родителями и, по мере необходимости, при участии ведущих педагогов-предметников, специалистов высшей школы и областного института развития образования. Третье – комплексный подход. Одаренность не проявляется исключительно в одном учебном предмете, поэтому мы должны направлять силы на формирование разносторонней и гармонично развитой личности, а это уже система работы учреждения образования в целом.

Немалую роль играют современная материально-техническая база, комфортные и безопасные условия организации образовательного процесса. Однако едва ли не важнее создать благоприятную среду, в которой инициативный, эрудированный, успешный в учебе и труде, творчестве, общественной деятельности человек востребован, где именно это считается почетным и вызывает всеобщее уважение – речь идет как об учащихся, так и об их учителях. Исключительно важно при этом общественно-патриотическое воспитание. Истоки патриотизма в юности, и начинается все с малого – любви к родному краю, семье, своему учреждению образования, чувства личной ответственности за будущее. У нас максимально задействованы все возможные инструменты морального и материального поощрения. Практически все учителя, дающие стабильные результаты, – отличники образования. Всем коллективом надеемся, что Сергей Кривенко получит почетное звание заслуженного учителя. Многие из педагогов и гимназистов являются лауреатами и стипендиатами Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

– Вы входите в совет фонда. Как он работает?

– Поддержка талантливой молодежи в Беларуси – один из приоритетов государственной политики. Совет фонда участвует в мероприятиях, направленных на развитие системы работы с одаренной молодежью и стимулирование молодых талантов к научно-исследовательской деятельности. Министерством образования совместно с заинтересованными субъектами обеспечена реализация Комплекса мер по поддержке одаренной и талантливой молодежи, что включает организацию и проведение ряда республиканских семинаров, фестивалей педагогического мастерства, пресс-конференций по итогам республиканских олимпиад, совершенствованию системы поддержки молодых лидеров. В течение года проходят четыре плановых заседания совета фонда. Мы обсуждаем актуальные вопросы, в разработке которых принимают участие все члены совета, а к подготовке привлекаются Министерство образования Беларуси, региональные органы управления образования. Решения совета утверждает руководитель государства, они своевременно доводятся до облисполкомов, Мингорисполкома, министерств и ведомств, учреждений образования республики.

– Как вы думаете, почему в системе образование сегодня так много внимания уделяется одаренной молодежи?

– Потому что это залог счастливого будущего нашего общества, его инновационного развития. И это делает нашу систему общего среднего образования одной из самых востребованных и успешных в мировом сообществе.

– Спасибо за беседу и дальнейших успехов вам и вашим учащимся!

Фото из архива «ВВ».