Автор: . Дата создания:

Для одних учащихся колледжей производственная практика становится трамплином на пути к профессиональному росту, а для других — сплошным разочарованием. Почему так происходит?

Важная часть подготовки


То, что необходимо качественно готовить кадры, конечно, не вызывает сомнения. Но не менее важно – сохранить у юношей и девушек интерес к выбранной специальности, не отбить желание после окончания учебы пойти работать по профилю. Во всем этом серьезную роль играет производственная практика. Именно там молодежь получает реальную возможность оценить свой уровень подготовки, «примерить» на себя профессию, а порой и определиться с местом будущего трудоустройства. Как же на витебских предприятиях новичкам помогают набираться опыта? С какими сложностями сталкиваются ребята? Оправдываются ли их ожидания? И в каких случаях практика оставляет не самые лучшие впечатления? Попробуем разобраться.
– Производственное обучение – важная часть в процессе подготовки конкурентоспособных квалифицированных рабочих, – считает директор Витебского государственного индустриально-технологического колледжа Ирина Киселёва. – Поэтому при составлении учебного плана наш колледж увеличил количество часов, отведенных на производственное обучение и практику, с 594 до 660.
Она пояснила, что в апреле-июне согласно графику группы второго курса направляются набираться опыта в базовые организации. То есть совсем недавно ребята как раз изучали нюансы профессии.

Как подчеркивает директор Витебского государственного колледжа легкой промышленности и технологий Елена Кучинская, целью производственной практики как заключительного периода проф-обучения является подготовка к самостоятельному высокопроизводительному труду. В процессе ребята приобретают навыки работы на современном оборудовании, осваивают новые технологии и передовые профессиональные приемы, которые применяются на конкретном предприятии. В течение 2022/23 учебного года в витебских организациях обувной и кожевенной промышленности практику проходили девять групп учащихся из этого учреждения образования. В основном они повышали компетенции в СООО «Белвест» (51 %) и ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-
обувная компания «Марко» (34 %).

То, что труд ребят в этот период оплачивается, является для них дополнительной мотивацией, поясняют руководители колледжей. А еще у молодежи есть шанс определиться с будущим трудоустройством.


Когда не совпадают ожидание и реальность 

В хорошем результате, по идее, должны быть заинтересованы все стороны: и ребята, которые стремятся приобрести необходимый опыт и при этом заработать; и колледж, который хочет получить на выходе максимально подготовленных выпускников; и заказчики кадров, нуждающиеся в квалифицированном пополнении трудовых коллективов.
Однако желаемое порой не совпадает с действительностью.


– Производственная практика не всегда организуется на должном уровне, – отмечает Ирина Киселёва. – На некоторых предприятиях учащиеся бывают не обеспечены работой или же то, что им поручают, не соответствует их уровню квалификации. Часто отсутствуют внимание и контроль со стороны мастеров. То есть речь идет о двух крайностях. В одних случаях ребята маются от безделья, так как им не хотят давать серьезные задания: а вдруг что-то испортят? Да и возиться с неопытной молодежью кому-то надо… Как следствие, учащиеся ни профессиональные навыки не прокачают, ни заработать не смогут. А бывает и обратная ситуация, когда новичков сразу загружают, как постоянных членов трудового коллектива, требуя стопроцентного выполнения ученических нормативов. Но подобный темп сходу выдержит не каждый, скоростные навыки у многих еще не наработаны. И если помощи нет, а есть только требования, то ребята видят лишь одно: они не справляются. И после не хотят идти в профессию.


Примеры успешного взаимодействия


Как же сделать производственную практику по-настоящему результативной? К счастью, таких примеров хватает. В целом довольны организацией этого процесса на обувных предприятиях в колледже легкой промышленности и технологий. Отмечают, что на «Белвесте» и «Марко», где совершенствует свои умения основная часть ребят, практикантов закрепляют за опытными мастерами. У молодежи есть возможность освоить самое современное оборудование, да и подзаработать – было бы желание.

– К слову, учащиеся, заключившие договоры о целевой подготовке с СООО «Белвест», кроме дополнительной стипендии, которую ежемесячно выплачивает предприятие, во время всего периода прохождения практики обеспечены горячим питанием в столовой, – добавила Елена Кучинская.


Для колледжа очень ценен и тот момент, что на производстве выполняемые операции подбирают с учетом возможностей детей. Ведь в учреждении образования обучаются в том числе ребята с особенностями психофизического развития, им требуется особое внимание.


А в индустриально-технологическом колледже в качестве примера успешного сотрудничества при подготовке швей в первую очередь называют ОАО «Труд-Витебск». В июне я побывала на предприятии, и своими глазами увидела, как все происходит.


– Активно брать учащихся на практику мы начали с 2019 года. Тогда к нам пришло 20 человек, – рассказала начальник производства Татьяна Бабурченкова. – По неопытности мы их посадили сразу в цех – и столкнулись с определенными трудностями. Девочки не всё умели, им оказалось сложно влиться в большой коллектив, взаимодействовать со взрослыми. Учтя шероховатости, на следующий год мы подошли к процессу с пониманием того, что не каждый учащийся может с первого дня работать на имеющемся оборудовании. Среди прочего предприятие выпускает одноразовые медицинские изделия, при изготовлении которых используется простая универсальная машина. И мы пошли от простого к сложному. Естественно, за ребятами были закреплены наставники. А когда молодежь достигала нужного уровня, ее отправляли на швейный участок.


В прошлом году в ОАО «Труд-Витебск», пояснила Татьяна Бабурченкова, и вовсе отвели отдельный цех, куда посадили только практикантов, – так сказать, создали студенческую бригаду, приставив к новичкам в качестве мастера опытную швею Ольгу Кузьменко. По традиции начали с простого, постепенно переходя к более разнообразному ассортименту. В хорошо знакомом окружении новички не боялись выглядеть неумелыми, не стеснялись обращаться за помощью. И остались настолько довольны условиями работы и атмосферой в коллективе, что, когда осенью на предприятии открылся швейный участок № 2, устроиться туда изъявило желание большинство девушек, проходивших перед этим практику в ОАО «Труд-Витебск». А Ольга Кузьменко стала мастером нового молодежного участка.
Присматривали на предприятии швей и среди практиканток этого года.


– Девочки неплохо подготовлены, они многое умеют. Хотя, конечно, как выполняются некоторые операции (например, втачивание манжеты, горловины), приходилось объяснять уже на месте. Но это довольно сложно даже для основных швей, – комментирует Ольга Кузьменко. – Кроме того, новички учатся работать в коллективе. Потому что швейное производство – конвейер, где люди зависят друг от друга, каждая последующая операция связана с предыдущей. И учащиеся должны понимать, что следом за ними сидит швея, которая должна давать норму и зарабатывать.


Еще один важный момент, который позволяет «подтянуть» производственная практика, – скоростные навыки. Хотя ученическая норма выработки и ниже обычной на 20 %, на старте мало кто из девушек справляется с этой задачей. Однако за время, проведенное ими на производстве, ситуация значительно улучшается. Ольга

Кузьменко довольна прогрессом:
– Те, кто поначалу выполнял лишь
30 % нормы, на второй месяц уже вышли на 50 %. Они серьезно растут в плане скорости. А, например, Настя Болотникова и вовсе полностью норму выполняет.
– В любом случае практика – это опыт, – подытожила Татьяна Бабурченкова. – Три месяца, проведенные на производстве, позволяют человеку понять, хочет он трудиться в этой сфере или нет. Учащиеся успевают вникнуть в специфику работы, оценить свои возможности, сформировать определенные навыки, сделать осознанные выводы. И потом после окончания колледжа им уже не страшно приходить на любое предприятие.

Слово — практикантам

 

О несомненной пользе производственной практики говорят и сами учащиеся индустриально-технологического колледжа.


Анна РАБЧЕВСКАЯ
(проходила практику на швейном участке № 2):


– Поначалу было страшновато. Думала: как буду работать наравне со взрослыми? Опасалась, что мастер окажется строгим. Но я попала в прекрасный молодежный коллектив. Мастер очень хорошо к нам относилась, всегда помогала, подсказывала. Поэтому всё постепенно получалось. Практика помогла улучшить скорость и качество моей работы.


Варвара АРХИПОВСКАЯ
(набиралась опыта на швейном участке № 1):


– Мне хотелось в первую очередь научиться выполнять определенные операции. В колледже показывают одни методы работы, а на производстве – другие. И хорошо, что в результате будешь знать несколько вариантов того, как шить, к примеру, те же рукава. Зарплата в период практики для меня была не так важна. Больше была нацелена хорошо отработать, получить за это высокие оценки. Считаю, время потрачено не зря. Я многое узнала, а еще поняла, что в профессии может быть по-разному – и тяжело, и легко, но всему можно научиться. Жаль, что практики всего три месяца, я бы и на все лето на предприятии осталась.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.