Автор: . Дата создания:

Кто добился прорыва в процессе обучения и воспитания, как проводить допрофессиональную подготовку, какие установки должныбыть у каждой школы — такие вопросы обсуждали педагоги Витебской области на тематическом семинаре в областном институте развития образования.

Всё – в копилку достижений 

На этом сделал акцент начальник главного управления по образованию облисполкома Дмитрий Хома. Каждая школа области должна вносить свой посильный вклад в общую копилку успеха системы образования. Если в целом Витебская область показывает хорошие достижения в олимпиадном движении, сдаче централизованного тестирования и поступлении в ссузы и вузы, то по отдельным школам вопросы имеются.

Оптимизация еще будет проходить, это неизбежный момент в развитии сферы образования, но она направлена на совершенствование системы. И радует, что в районах школы, которым в улучшении материальной базы помогает облисполком, не просто пользуются такой возможностью во благо детей, но и дают соответствующий результат. В качестве примера Дмитрий Хома назвал Дубровенскую среднюю школу, где несколько лет назад появился класс робототехники. Сегодня ребята из этого учреждения образования могут конкурировать со своими сверстниками из областного центра, показывая высокую подготовку в «общении» с роботами и их программировании.

Что касается предметных олимпиад, то Витебской области еще есть куда расти. За последние годы наша область по количеству дипломов республиканского уровня вышла с шестой на четвертую позицию, однако потенциал есть и стремиться нужно к большему. В этом году придвинские школьники достигли показателя почти 45% по числу завоеванных призовых мест на олимпиаде (от общего числа участников из нашей области).

– Это неплохой показатель, – отметил Дмитрий Леонидович, – но нам нужно как минимум 50%.

Следовательно, необходимо усилить подготовку ребят по предметам, найти стимулы для успешных учеников и поощрять участие в олимпиадах.

Важна ротация кадров 

Серьезно следует отнестись и к работе с кадровым составом, подчеркнул Дмитрий Хома. Молодых специалистов нужно закреплять на первом рабочем месте, и у главного управления по образованию есть для этого в том числе и финансовые возможности.

– Тенденция такова, что когда на первое место работы приходит молодой педагог, ему, как правило, дают учебную нагрузку в 20 часов, в следующем году в лучшем случае – 25, – заметил Дмитрий Леонидович. – Но если учитель энергичен, горит желанием расти дальше, остаться на своем поприще, то руководство школы обязано помочь ему. Например, можно ходатайствовать о досрочном присвоении квалификационной категории, что повлечет за собой и увеличение заработной платы.

На местах следует провести анализ кадрового состава. Опытных педагогов, которые и на пенсии не оставляют свой важный и ответственный пост, необходимо нацеливать на то, что их рабочая нагрузка будет постепенно распределяться на более молодых коллег. В области должно идти омоложение педсостава.

– Никто не умаляет заслуг учителей со значительным опытом, однако нужно готовить молодежь не только к педагогической, но и управленческой работе, – считает Дмитрий Хома.

Потенциал начинающих педагогов велик, и надо его вовремя заметить и продвинуть, заинтересовать выпускника педвуза, удержать на первом рабочем месте.

В бизнес со школьной скамьи 

Также на встрече педагогов обсуждали возможности допрофессиональной подготовки в школах. Так, в областном институте развития образования можно получить полезную информацию, в том числе методички по организации внеурочных занятий по предпринимательству – так называемой школы бизнеса.

Государство заинтересовано в том, чтобы интенсивно развивался и омолаживался малый бизнес. Частный сектор экономики мобилен, способен быстро реагировать на изменения спроса населения, включая зарубежного потребителя. Но для того, чтобы грамотно организовать свое дело, нужно знать, с чего начать, как провести исследование рынка, какие документы необходимы, изучить возможности.

– В школе закладываются профессиональные качества во многих профессиях: существуют медицинские, аграрные, педагогические классы, – рассказала начальник управления воспитательной, идеологической, социально-педагогической и психологической работы ВОИРО Ида Ситникова. – Те же принципы можно использовать и в активизации предпринимательской жилки учащихся, экономическом воспитании школьников. В нашем институте мы обучаем учителей, которые, как известно, далеки от предпринимательской среды, как проводить внеклассные занятия, организовывать учебные бизнес-компании, объединять детей по интересам, продвигать идеи учащихся.

Например, на дополнительных занятиях мальчики и девочки могут узнать, как составлять бизнес-план, разрабатывать основные мероприятия, вести документацию, искать рынки сбыта и сырьевые базы. Все это будет внедряться в форме имитационной модели, так как практическая часть, включающая тонкости налогообложения и выплаты заработной платы, для детей такого возраста еще сложна. Ребята через своеобразную игру в бизнесменов освоят азы, а уже к моменту окончания учреждения образования определятся, какую нишу хотят занять.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.