Планируется, что к 2020 году все учреждения образования Беларуси будут иметь доступ к высокоскоростному интернету, а электронные журналы, которые уже несколько лет апробируются, с 1 сентября разместятся на общей для всех платформе электронных сервисов.
Об этом и многом другом рассказал директор Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь (ГИАЦ) Павел Лис на республиканском семинаре, который прошел на базе Витебского технического колледжа.
— Профессиональное образование, на мой взгляд, наиболее восприимчиво к инновациям, — отметил Павел Анатольевич, – ведь оно наиболее близко к производству.
Специалист поделился с участниками семинара видением образования будущего, функционирующего на информационных технологиях и искусственном интеллекте. Речь идет в том числе о цифровых помощниках учителя, которые, например, способны благодаря специальному программному обеспечению анализировать эмоции аудитории во время занятий и оповещать о них наставника через гаджет. Это позволит оценивать эффективность работы педагога, как говорится, не отходя от доски. Большая работа ведется ГИАЦ по созданию в рамках программы «Электронное правительство» единой информационной образовательной среды, которая объединит в трех базах данные обо всех обучающихся, педагогах и учреждениях образования страны.
— Но самое главное – аналитическая составляющая образовательной среды, которая уже разрабатывается, — сказал Павел Лис. — В итоге мы получим новый базис для профориентации школьников. Выпускник, например, 9-го класса, выбирая учебное заведение, сможет опираться не только на свое мнение или родителей, но и рекомендации системы, которая проанализировав огромный объем данных по конкретному человеку за длительный период времени, даст рекомендации, в какой профессиональной сфере он сможет проявить себя наиболее успешно.
Директор витебской детской инженерной школы «Робовита» Николай Ручец разделяет мнение, что задумываться о профориентации нужно с первого класса – в его школе дети занимаются с шести лет.
— Современные поколения, возможно, столкнутся с тем, что треть нынешних профессий исчезнет с рынка труда, — заявил он. – Поэтому мы, начиная с младшей школы, ориентируемся на STEAM-образование – это комплекс из науки, технологии, инженерии, робототехники, математики, физики, искусства. Дети учатся работать на цифровых станках, 3D-принтерах, собирают лего-наборы для программирования. Так закладывается основа их профессионального будущего.
Директор технического колледжа Александр Лосякин отметил, что время диктует новые подходы к подготовке рабочих кадров.
— Наш выпускник должен уметь работать на станках с цифровым управлением, знать, как функционируют беспилотные автомобили и так далее, — подчеркнул он. – Поэтому стартовая задача – создать современный цифровой колледж. Это сделать непросто: необходимо разработать программное обеспечение под несколько десятков специальностей. Но работа в этом направлении ведется, мы понимаем, чего хотим.
Фото из архива «Витебских вестей», носит иллюстративный характер