Автор: . Дата создания:

Евгений Аршанский, проректор по научной работе ВГУ им. П. Машерова, доктор педагогических наук, профессор:

– Вопросы вступительной компании в Республике Беларусь уже неоднократно обсуждались на самом высоком уровне. Такое внимание абсолютно оправдано, поскольку подготовка высококвалифицированного специалиста и воспитание патриота – главная задача системы образования во имя процветания нашего государства.

Вступительная кампания этого года проводится в новом формате. Проведенный централизованный экзамен был четко организован (доставка учащихся, работа пунктов проведения, резервные дни), позволил учащимся пройти предварительный тренировочный этап, заранее опубликованы шкалы перевода результатов ЦЭ по каждому учебному предмету в отметку по десятибалльной шкале для выставления итоговой оценки в аттестат, а также отлажена работа личных кабинетов на сайте РИКЗ, где учащиеся получали информацию о результатах экзамена.

Однако методика вычисления итогового результата ЦЭ вызвала много вопросов, т.к. был непонятен механизм выставления итогового тестового балла. Замечу, что молниеносная реакция главы государства на возникшую проблему обеспечила ее оперативное решение.

Несомненно, к достоинствам вступительной кампании этого года следует отнести университетские олимпиады и усиление внимания к целевой подготовке востребованных экономикой специалистов, которые должны принести пользу своей малой родине.

В целом централизованный экзамен действительно снижает эмоционально-психологическую нагрузку на выпускника при условии применения понятной методики начисления баллов, обеспечивает объективную оценку результатов обучения и дает возможность сделать общий срез знаний выпускников по всей стране, минимизируя роль человеческого фактора при выставлении оценки.

Нагрузка на выпускников действительно снизилась, но правильным ли был полный отказ от школьных экзаменов еще предстоит решить. Дело в том, что выпускной экзамен – это не только устный метод заключительной проверки результатов обучения, но и торжественный акт, важный для учащихся и учителей. Кроме того, традиционный выпускной экзамен всегда предполагал и оценку сформированности практических умений учащихся по предмету. В частности, по химии и физике он позволял оценить умения учащихся работать с веществами, приборами и оборудованием при выполнении конкретных опытов. К сожалению, ЦЭ сделать это в полной мере не позволяет.