Автор: . Дата создания:

В ближайшее время коренным образом будут пересмотрены подходы к формированию заказов на подготовку специалистов вузами, ссузами, лицеями и создана принципиально новая схема прогнозирования потребностей в тех или иных кадрах. Об этом заявил Министр образования Беларуси Игорь Карпенко во время выездной коллегии в Орше.

В конференц-зале гимназии №2 после детального обсуждения были внесены дополнения и изменения в постановление Министерства образования Беларуси от 22 августа 2012 года №101 «Об утверждении инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования». Их суть – в упрощении системы аттестации педагогов и делегировании полномочий администрации учреждений и органам местной власти.

Дмитрий Хома, заместитель председателя облисполкома Владимир Пенин, начальник отдела образования Оршанского райисполкома Андрей Загурский, Игорь Карпенко

– В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь Президент Александр Лукашенко сказал о необходимости совершенствования образовательной системы и решении ряда проблем до сентября нынешнего года, – отметил министр. – Нам нужно выработать меры по решению концептуальных вопросов от дошкольного образования до вузов. В первую очередь необходимо пересмотреть программы и содержание учебников, разобраться с учебной нагрузкой.

Игорь Карпенко проинформировал, что с этой целью созданы рабочие группы, которые уже приступили к анализу программ, учебников и пособий. К работе привлекли и учителей-практиков. Их задача – определиться с объемом и качеством информации в учебниках и объемом школьных программ.

Знакомясь накануне заседания с наработками и достижениями учреждений образования Оршанщины, Игорь Васильевич побеседовал с учителями-предметниками о школьных нагрузках и содержании отдельных учебников.

– Да, есть ряд замечаний, претензий и по содержанию, и по иллюстрациям, и по доступности информации, – сказал Игорь Карпенко. – Однако давайте вспомним советскую школу. Разве мы рассуждали, плохой или хороший учебник? Мы слушали затаив дыхание учителя, который подавал материал так, что и учебник порой дома открывать не приходилось. Поэтому и методическая подготовка педагога должна занимать ключевое место в системе пересмотра программ, подготовки учебников и пособий. Я бы хотел, чтобы наши институты развития образования и система переподготовки, включая те вузы, которые готовят кадры по педагогическим специальностям, уделили этому серьезное внимание. К сожалению, даем много теории, а практика и методика страдают.

Игорь Васильевич сделал акцент на вопросах системы профилей в школе и подготовки специалистов, рабочих и служащих. Он выразил сожаление, что в настоящее время Министерство образования выступает не только в роли госоргана, отвечающего за подготовку кадров, но и в роли их заказчика.

– Здесь в первую очередь нужно отталкиваться от потребностей в тех или иных специалистах отраслей экономики и социальной сферы, – констатировал Игорь Карпенко. – В соответствии с поручением президиума Совмина, главенствующими в системе подготовки будут выступать, помимо Минобразования, Министерства труда и социальной защиты, экономики. Из представителей трех госорганов сформирована рабочая группа, которая должна разработать новую концепцию заказа кадров и создать принципиально новую схему прогнозирования потребностей в специалистах. Полагаю, что роль и ответственность предприятий в формировании заказов будет не последней. Задача стоит и перед органами местной власти, и перед отраслевыми министерствами, чтобы, формируя инвестиционный пакет, мы не забывали о системе образования, которая должна обеспечить специалистами конкретные предприятия. Здесь все взаимосвязано, начиная от того, какие появятся инновационные производства, какие будут созданы рабочие места, до учебно-методического сопровождения и материально-технической базы.

Игорь Карпенко отметил, что в текущем году были подкорректированы некоторые контрольные цифры приема в средние специальные и высшие учебные заведения по ряду специальностей, в том числе по рабочим профессиям.

– Новации по регулированию цифр приема должны коснуться не только бюджетной, но и платной форм получения образования. Не должно быть так, что мы на платной основе готовим специалистов, а потом их выпускаем в никуда.

Следует напомнить, что в своем Послании Александр Лукашенко коснулся такой важной темы, как развитие регионов, малых и средних городов. Была поставлена задача на примере Оршанского района выработать стратегию их развития. А система образования является важнейшей составляющей регионального развития, которая решает многие социально-экономические задачи по воспитанию подрастающего поколения и воспроизводству кадрового потенциала. Оршанский район располагает развитой, стабильно функционирующей системой образования, представленной учреждениями основного, дополнительного и специального образования. Об этом сказал в своем выступлении начальник управления образования Витебского облисполкома Дмитрий Хома. Это 116 учреждений, свыше 3,5 тыс. педагогических работников, более 28 тыс. учащихся. В то же время есть существенные резервы для развития. Необходимо значительно, с использованием имеющихся ресурсов, укрепить материально-техническую базу, повысить эффективность работы кадров и, как результат, выйти на более качественный уровень обучения и воспитания подрастающего поколения.

– К сожалению, есть еще школы, где кроме парт, доски и мела нет ничего, – отметил Игорь Карпенко. – Это в наш век информационных технологий и возможностей вызывает беспокойство. Нужно сделать рывок, а мы очень долго раскачиваемся. Если мы в ближайшие несколько лет не совершим прорыв в компьютеризации, в оснащении школ современным оборудованием и техникой, использовании электронных систем в образовательном процессе, мы не то, что будем топтаться на месте, а упадем в яму. Потому сейчас очень важно на оршанском регионе отработать эти вопросы, уже даны соответствующие поручения.

Министр подчеркнул, что необходимо обеспечить шаговую доступность дошкольного образования, пересмотреть вопросы дальнейшей оптимизации сети учебных учреждений, создания условий для образования лиц с особенностями психофизического развития. 

На территории Оршанщины функционируют 9 учреждений профессионального образования, в которых обучается почти 5 тыс. человек. Эта молодежь должна быть востребована в первую очередь в своем регионе, уверен Игорь Васильевич. Он заметил, что в системе профессионально-технического и среднего специального образования дублируется подготовка по отдельным специальностям, не завершены работы по их оптимизации. Есть и проблемы с трудоустройством выпускников из числа лиц с особенностями психофизического развития. Игорь Карпенко высказался о целесообразности передачи профтехов и ссузов в ведение местных органов власти.

– Это будет более грамотно в плане кадровой политики, – подчеркнул министр. – Эту работу мы должны выстраивать в тесном контакте с местными органами власти, поскольку они более оперативно среагируют на изменяющийся рынок труда. Консерватизм в системе образования должен быть преодолен. Мы должны не раскачиваться, а быть более гибкими в условиях изменчивого рынка труда и выполнять задачи, которые перед нами ставит время.

Фото Ольги Лебедевой