Автор: . Дата создания:

К новому учебному году на укрепление материально-технической базы образования Витебщины направлено втрое больше средств

Педагог Светлана Деревнюк из СШ №28 Витебска и ее 10-й первый класс. Фото Антона Степанищева

На Витебщине за парты сядут 11 457 первоклассников, а всего – 111 886 детей. Накануне Дня знаний в Витебске прошла областная педагогическая конференция, в которой участвовало более тысячи педагогов. Оценку системы образования дал председатель облисполкома Николай Шерстнёв.

Благодаря оптимизации образовательной сети Витебщины на укрепление материально-технической базы учреждений образования региона направлено более 22 млн рублей, что почти в 3,5 раза больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил председатель облисполкома Николай Шерстнёв в день открытия областной педагогической конференции в Концертном зале «Витебск». Какие задачи предстоит решать системе образования Витебщины в этом учебном году?

Деньги будут

– Настраивайтесь на работу, – напутствовал педагогов в начале выступления Николай Николаевич. – Система образования области работает стабильно, но вопросы есть. Один из самых актуальных, обострившийся в последние годы из-за демографической ситуации, – оптимизация образовательной сети. Количество малокомплектных школ планомерно сокращается, часть – реорганизуется. Процесс логичный, ведь за последние четыре года в сельской местности учащихся стало примерно на 2,5 тыс. меньше. В городах, наоборот, численность ребят увеличилась на 5,5 тыс. К 1 сентября на Витебщине функционируют 367 учреждений общего среднего образования, 545 – дошкольного, 5 профессионально-технических колледжей, 9 профессиональных лицеев (профессионально-техническое образование), 11 колледжей (среднее специальное образование).

– Несколько лет назад мы договорились с педагогами, что будем организованно проводить оптимизацию школ и детских садов, где это жизненно необходимо, – пояснил Николай Шерстнёв. – При этом мы должны учесть каждого ученика, слышать родителей, обеспечить максимально удобный и безопасный подвоз школьников.  А все сэкономленные деньги следует направлять только на развитие системы образования. Сейчас уже виден результат.

К этому учебному году закуплено 40 новых компьютерных классов (в прошлом году — 6), 30 школьных автобусов (в 2016-м — 20), и еще будет 19. За счет оптимизации сэкономим 11 млн рублей. К следующему году планируется в целом завершить этот процесс и получить экономию еще 23 млн. Для сравнения, примерно такие средства выделяются из бюджета на все сельское хозяйство Витебщины.

Идеальная школа

По мнению председателя облисполкома, школа должна оцениваться не столько по материальной начинке, сколько по результату работы.

– Ребята должны выходить из школы максимально подготовленными к жизни, – подчеркнул Николай Шерстнёв. – Неважно, куда поступают — в вуз или профтех, но везде они должны быть востребованными и грамотными специалистами. Причем нужно создать такие условия в учреждениях образования, чтобы в высшие учебные заведения дети поступали без помощи репетиторов. Нужны и современные технологии – «электронная школа» и тому подобное.

Областная педагогическая конференция проходила под девизом «Эффективность, системность, профессионализм – приоритеты образовательной политики Витебской области». Педагогам региона действительно есть чем гордиться. На заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам завоевано 70 дипломов (как и в прошлом году).

Наши ребята получили серебряную медаль международной олимпиады по информатике, бронзовые медали на международной географической олимпиаде школьников стран балтийского региона и международной географической олимпиаде.

Улучшились результаты по итогам конкурса работ исследовательского характера (конференций) учащихся по учебным предметам – завоевано 14 дипломов против 11 в прошлом году. 100-балльные результаты на ЦТ получили учащиеся Витебска, Глубокского, Оршанского, Докшицкого, Лепельского и Лиозненского районов. Выпускница витебской гимназии №4 получила сразу два высших результата по химии и биологии.

Вместе с тем область по-прежнему занимает последнее место в республике по результатам ЦТ. Только по «Обществоведению» выпускники учреждений образования показали результаты выше среднереспубликанского.

– Необходимо проанализировать целесообразность функционирования некоторых гимназий области, – поставил задачу Николай Шерстнёв. – Гимназия – это элитное учреждение образования. Но ряд из них многие годы не дают результатов – прежде всего победителей республиканских предметных олимпиад. Практически отсутствует конкурс при поступлении в пятые классы в Бешенковичскую гимназию-интернат, Браславскую и Поставскую гимназии, гимназию №1 Орши и №6 Витебска. В следующем году необходимо решить вопрос о статусе таких учреждений образования. Нет результата – нет гимназии.

 

Во время конференции озвучили требования по созданию эффективного внутреннего контроля качества образовательного процесса, повышению эффективности методической работы на уровне регионов и учреждений образования.

– Спрос и ответственность каждого учителя-предметника, классного руководителя, администрации учреждения должен быть индивидуальный, – подчеркнул председатель облисполкома. – Каждый на своем месте должен отвечать за свое дело.

Симбиоз с производством

Много нареканий у руководства области вызывает качество подготовки рабочих кадров, которые зачастую далеки от жизни реальных производств.

– Руководители предприятий крайне недовольны выпускниками профессионально-технических учреждений, – отметил Николай Шерстнёв. – Сейчас, например,  в сельском хозяйстве получают много современной импортной техники, а пользоваться ей молодые специалисты не умеют. Переучиваем механизаторов, приглашая немецких специалистов. Конечно, учреждение образования не может приобрести, например, кормоуборочный комбайн, но ведь можно дать теорию, а практику организовать на сильном предприятии. Создать симбиоз учебного заведения и производства.

Николай Шерстнёв поставил задачу  – не только улучшить учебно-производственную базу профессиональных учреждений образования, но и наладить целевую подготовку специалистов под конкретные заявки предприятий.

– Тогда производство и образование не будут пенять друг на друга, – уверен Николай Николаевич. – Все будут заинтересованы в подготовке высококлассного, а главное — востребованного специалиста. Также стоит организовывать практику учащихся на наиболее успешных предприятиях, где молодой человек может увидеть перспективу роста.

На конференции не раз подчеркивалось: рационально организованная сеть учреждений образования – эффективный способ получения детьми действительно качественного образования как в деревне, так и городе. Условия для этого созданы. Осталось работать. В добрый путь, педагоги!

Фото Дмитрия ОСИПОВА.