«Учитель года Шумилинщины — 2020» Ольга Беляева мечтала работать в школе с детства, а любовь к русскому языку и литературе, которые она преподает в районной гимназии-интернате, появилась благодаря увлеченному своим предметом педагогу.
Пример Учителя с большой буквы стал для Ольги Николаевны решающим в выборе профессии. Она всегда стремилась получать знания, а потом – передавать их детям. Оттого никого не удивило ее поступление в ВГУ им. П. Машерова.
В гимназии Ольга Беляева трудится 15 лет – со дня ее основания и сразу после окончания вуза. С одной стороны, это говорит о ее верности выбранному пути и учреждению образования, а с другой, характеризует как специалиста высокого уровня, ведь здесь обучаются самые талантливые и одаренные дети Шумилинщины.
Найти к ним ключик одновременно просто и сложно. Они любознательные, тянутся к учебе, поэтому впитывают знания, как губка. Но в то же время необходимо подобрать индивидуальный подход к каждому. Кроме того, современные технологии шагают вперед семимильными шагами, и превзойти интернет как источник информации нелегко. Однако даже в таких условиях личность учителя играет большую роль, считает Ольга Беляева.
На уроках креативный педагог использует различные технические средства. Например, мультимедийное оборудование – для показа отрывков из экранизаций произведений классиков литературы. Нередко на занятиях звучат романсы или оперы по стихам знаменитых поэтов. Заодно учитель вкратце рассказывает о композиторе: межпредметная связь помогает расширить кругозор мальчиков и девочек, заинтересовать их и побудить узнать больше об авторе, композиторе, режиссере.
– Конечно, все эти детали делают урок более живым, но учитель прежде всего сам должен любить свой предмет, жить им, гореть желанием интересно преподносить старые мудрые истины, – убеждена Ольга Беляева. – Тогда и школьникам захочется углубить и расширить знания.
Среди ее подопечных немало участников областной предметной олимпиады, в прошедшем учебном году одна из ее учениц вошла в команду, готовившуюся к республиканской. К сожалению, этот этап не состоялся, но в будущем гимназистка снова поборется за победу среди сверстников страны.
Не могла не поинтересоваться у Ольги Николаевны, насколько изменились дети за те 15 лет, что она работает в школе.
– Существенно не изменились, – считает она. – Да, стали проводить много времени с гаджетами, но в духовном плане и поведении они почти такие же, как и их сверстники полтора десятилетия назад.
Единственное, на что сетует педагог, – снижение интереса к чтению. Короткие новости в сетях, где минимум текста и максимум картинок, влияют на восприятие, так что большие литературные произведения даются мальчикам и девочкам нелегко.
– Как вы приобщаете поколение next к чтению? Поделитесь советами для родителей, – прошу педагога.
– На уроках это легче сделать, потому что чаще всего действует групповой принцип, но и вне школы можно увлечь ребенка книгами, – уверена Ольга Беляева. – Главное – не убеждать в нотационном тоне, что ему это надо, а подойти с выдумкой. Рассказать какой-то интригующий эпизод из книги, чтобы стало интересно и самому захотелось узнать, что было дальше. Показать художественный или мультипликационный фильм, снятый по рассказу или роману, и попросить найти различия экранизации и оригинала. Раскрыть факты биографии автора произведения, истории той эпохи, когда оно было создано. Это позволит ребенку лучше понять посыл литератора и посмотреть на его творение другими глазами.
Помимо уроков и дополнительных занятий со школьниками, Ольга Николаевна успевает общаться и с коллегами со всей Шумилинщины. Она руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы: на встречах педагоги обмениваются опытом, делятся своими наработками, методическими новинками. У профессионалов русской словесности есть общая копилка заданий, например, олимпиадных и творческих разработок. Это помогает в обучении и позволяет внести в стандартные уроки креатив и разнообразие.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.