В Витебском государственном технологическом университете, которому на днях исполнилось 55 лет, преподавание ведется с ориентацией на перспективу. Проекты студентов перерастают в исследовательские работы магистрантов и аспирантов, многие из них находят свое место в промышленном секторе белорусской экономики.
Примерами роста от обычного реферата до научной диссертации служат работы магистрантов факультета информационных технологий и робототехники Андрея Третьякова и Сергея Рубика. Ребята под руководством профессора Степана Клименкова исследуют актуальные и современные темы, ведут научный поиск и разрабатывают идеи, которые в дальнейшем могут использоваться предприятиями страны и стать прорывом в науке и производстве.
Изделия из монокристаллов, высокопрочные, долговечные, пусть и недешевые, но отличающиеся высококачественными характеристиками, зарекомендовали себя в авиастроении. Из таких веществ изготавливают детали турбин для небесных машин.
Магистрант ВГТУ Сергей Рубик занимается темой монокристаллов и, в частности, производства в непрерывном режиме композиционных материалов из монокристаллического волокна. Готовое изделие представляет собой жаропрочную, выдерживающую большие нагрузки тонкую проволоку, применить которую можно в авиа-, машиностроении, промышленном и гражданском строительстве, а также других отраслях промышленности. Она в 10 – 100 раз прочнее обычной, срок службы – до 60 лет. К слову, недавно с макетом такой установки магистрант стал победителем Международного конкурса 3D-моделирования.
Научный руководитель нацеливает молодого человека на сотрудничество с промышленными флагманами нашей страны. Например, идею установки, разработанной Сергеем, может взять на вооружение Белорусский металлургический завод.
А вот исследования Андрея Третьякова могут пригодиться в оборонной промышленности. Молодой человек изучил возможности криогенной резки боеприпасов, подлежащих утилизации. Сегодня способ их нейтрализации сопряжен с большим риском для жизни. Магистрант ВГТУ выяснил, что при низких температурах свойства материалов значительно изменяются: металлы становятся более податливыми. При обычной резке снаряд нагревается, что повышает риск взрыва, а криогенный метод сводит эту вероятность почти к нулю.
Как и Сергея, своего второго подопечного, тоже отличившегося на международных конкурсах, Степан Клименков направляет по пути самоопределения и поощряет личную активность. Разработка молодого человека перспективна, в нашей области только одно предприятие может заинтересоваться ею – ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей», в арсенале которого есть своя криогенная установка, как выяснил Андрей. Если его идея придется по душе руководству предприятия, сотрудничающего с Министерством обороны Беларуси и участвующего в программах Минобороны Российской Федерации, то Андрей Третьяков сможет реализоваться в качестве разработчика инновационного проекта.
– Подобные исследования – база для построения успешной карьеры в будущем, – считает Степан Степанович. – В этом я и мои коллеги видим главную цель обучения в университете: дать представления о новейших технологиях, поощрить инициативу, побудить к самоопределению в будущем уже с первых дней учебы в вузе.
Прогрессивный преподаватель и сам постоянно развивается вместе со своими студентами, работает над собой. Своим примером заряжает ребят на успех.
– Когда выпускники вузов приходят на свое первое место работы, они зачастую выполняют текущие задания, – подчеркивает профессор. – Мы же ведем студентов к тому, чтобы на предприятия они приносили инновационные идеи. И более того, умели их научно обосновать и презентовать. Задача университета – подготовить специалиста, способного совершить прорыв в науке, экономике и производстве.
К слову, востребованность выпускников ВГТУ высокая, распределение – стопроцентное, преимущество отдается предприятиям области. В этом университет сохраняет свои многолетние традиции.
В ВГТУ обучают по 21 специальности первой ступени высшего образования, по 8 — в магистратуре и аспирантуре. В этом году во вступительной кампании объявляют набор на новую специальность — экономика электронного бизнеса: после получения дипломов выпускники могут стать, например, бизнес- и системными аналитиками, экономистами информационно-вычислительного центра, администраторами баз данных.