Автор: . Дата создания:

В общении с учащимися Лепельского аграрно-технического колледжа педагог-организатор Светлана Стельмах, чей проект получил грант Президента Беларуси,  придерживается кредо: «Понять и принять ребят такими, какие они есть».

– Светлана Анатольевна, как вам удается на протяжении многих лет увлекать будущих водителей, слесарей, техников-ремонтников творчеством? Казалось бы: где техника, а где – сцена? А у ваших ребят глаза горят, когда речь заходит о предстоящей репетиции. В чем секрет?

– Никогда не стремлюсь ребят переделать, перевоспитать, навязать свое мнение. Наоборот, не мешаю им думать, экспериментировать, Стремлюсь понять каждого, поделиться знаниями, умениями, эмоциями. И они, как губки, многое впитывают. Когда между нами полное взаимопонимание, а иногда ищем консенсус. Постоянно работаю над своими ошибками и учу этому ребят, радуюсь их успехам.

– В фойе колледжа стала свидетелем того, как ребята увлеченно что-то обсуждали. На мой вопрос, что их так занимает, огорошили: «Режиссируем предстоящую сценку спектакля. На репетицию придем со своими заготовками».

– Да, вот такие мои подопечные – творческие, самостоятельные, инициативные, креативные и свободные в самовыражении. Принимаю их предложения и замечания, которые обсуждаем вместе, находим общую концепцию. Кстати, Максим Василёнок и Артем Конев с первого курса участвуют в проекте. Частенько упрекают, что мало с ними провожу времени, всего с 8.00 до 20.00. Что забавно: они готовы сидеть до полуночи и репетировать в актовом зале. Энергии – через край!

– Замечательно, что она направлена в нужное русло. Тот, кто дружит со сценой, становится более уверенным в общении?

– Учащиеся колледжа учат быть такими и своих сверстников с инвалидностью из ТЦСОНа, с которыми мы сотрудничаем. Они опекают их, берут под свое крыло. Когда видят, что вечером в Лепеле их кто-то обижает, защищают в рамках дозволенного или сообщают правоохранителям, чтобы отреагировали.

– Выпестованный вами проект «#ДваКрыла» получил грант Президента Беларуси. Расскажите о вашем детище более подробно?

– Первым был проект «Кто, если не мы?» по сохранению и продвижению культурного наследия и вовлечению в волонтерскую деятельность учащихся. Партнерское соглашение о сотрудничестве между колледжем и Лепельским ТЦСОНом и районным товариществом инвалидов по зрению было заключено еще в 2020-м. Тогда мы осуществили постановку спектакля-реквиема «Голос Хатыни» и создали инклюзивный театр «#ДваКрыла».

– Трудно представить, как ваши ребята играют роли вместе с незрячими сверстниками. Как происходит коммуникация на сцене?

– Необычность этой постановки заключается в том, что она полностью сопровождается тифлокомментированием (подробным описанием всего происходящего), чтобы незрячий человек мог понять, что происходит на сцене. И не только понять, а играть роль, с эмоциями и переживаниями за всё происходящее. И ребятам это удается на все сто! «Немцы» так входят в роль, что после их тумаков у «жителей» Хатыни, которых они загоняют в сарай на сожжение, остаются синяки. А «бабы» на сцене плачут так, что без слез никто не остается в зале. Благодаря этому спектаклю учащиеся понимают, что такое историческая память нашего народа, который внес неоценимый вклад в достижение Победы над фашизмом. Кстати, в рамках проекта «#ДваКрыла» мы поставили еще два спектакля – «А зори здесь тихие» и «Бабоньки».

– Как вы и ваши подопечные находите общий язык с людьми с инвалидностью?

– Я говорю им: «Не запрещайте себе мечтать. И тогда ваши мечты станут явью». А сверстники общаются на равных. И что важно: никакого превосходства, наоборот, понимание, сочувствие, поддержка. Таким образом учащиеся учатся состраданию и великодушию, проявлению своих лучших качеств. Им интересно быть вместе.

– Это так непохоже на современную модель поведения молодых людей, которые даже в компании «зависают» в гаджетах…

– Если по-настоящему увлечь ребят какой-то идеей, то они живо реагируют, откликаются и готовы на эксперименты. Вспоминаю, с каким энтузиазмом они фантазировали на тему откупа от чудовища при создании спектакля «Прыгоды Цмока». С этой постановкой вскоре познакомятся лепельские зрители. В молодежном центре «Калейдоскоп» действует ансамбль «УдарнаяЖизнь», целью реализации данного проекта стала помощь в социализации людей с инвалидностью через творческую деятельность. Представьте, на разных ударных инструментах играют самоучки, в том числе ребята с инвалидностью. Иногда сама удивляюсь: как без слуха в прямом смысле слова можно научиться играть на том или ином инструменте? А ведь играют! Обучают друг друга. Знаю точно: неталантливых детей нет.

– Это под силу ребятам с добрым сердцем.

– У нас есть волонтерский отряд «Доброе сердце», члены которого сотрудничают с «афганцами», оказывают шефскую помощь ветеранам войны и труда, ухаживают за памятниками погибших в годы Великой
Отечественной, проводят благотворительные мероприятия. Ребята участвуют во всех проектах. В этой связи замечу: если человек начал делать добрые дела, то они обязательно станут его естественной потребностью. Вся работа, проводимая в рамках проекта, стала для них потребностью помогать безвозмездно тем, кто нуждается во внимании и поддержке.

– А кто вас, Светлана Анатольевна, всему учил?

– Я начинала свою карьеру 30 лет назад культорганизатором в колледже (тогда лицей). Был у меня учитель Николай Иванович Парфёнок. Он говорил: «Надел крылья – лети». Вот я и лечу. Размышляя о своей профессии, соглашусь с известным выражением: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников – и ты проживешь вечность». А у меня впереди сто дорог, сто дверей. За каждой из них – новая жизнь, которую я смогу прожить вместе со своими учащимися.

Фото Елены БАШУН и предоставлены Лепельским аграрно-техническим колледжем