Автор: . Дата создания:

Кажется, еще совсем недавно было четкое разделение: одни дети шли в общеобразовательные школы, другие, с нарушениями в развитии, направлялись в специальное учреждение. Родители последних всеми правдами и неправдами боролись за то, чтобы их ребенок, пусть и чуточку не такой, как его сверстники, ходил в обычный детский сад, затем - школу. И это желание вполне понятно, ведь обучение в специальном учреждении изолировало ребенка от полноценного общения со сверстниками.

Обратная сторона вопроса заключалась в том, что именно в специальных учреждениях концентрировались специалисты, имеющие подготовку и знания для работы с такими детьми, а педагоги общеобразовательной школы были к этому не готовы.

Сегодня к таким детям подход иной – не отделять их, а наоборот, активно включать в общеобразовательный процесс. Система образования Республики Беларусь стала на путь инклюзии – чтобы каждый ребенок, вне зависимости от способностей, возможностей и особенностей развития, мог получить необходимое образование не только в учреждениях специального, но и в учреждениях дошкольного, общего среднего образования.

На Витебщине в настоящее время 91% (или 16,9 тыс.) детей охвачены интегрированным, инклюзивным образованием и коррекционно-педагогической помощью.

Пилотный проект 

Снятие барьеров в общеобразовательном процессе в регионе будет продолжено. Так, в Витебске появится ресурсный центр по инклюзивному образованию. Об этом сообщила директор областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Марине Федорова. Он будет создан в рамках проекта при поддержке Министерства образования Республики Беларуси и ЮНИСЕФ.

В настоящее время в области реализуется республиканский экспериментальный проект по апробации программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).

В него включены областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Октябрьская средняя школа Витебского района, СШ №46 областного центра. В учреждениях общего среднего образования открыты 7 экспериментальных классов совместного обучения и воспитания (21 учащийся с ОПФР).

Ресурсный центр по инклюзивному образованию расположится на базе областного ЦКРОиР, где уже функционирует подобная структура, только по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, которых становится все больше, поэтому педагоги должны знать, как с ними общаться и работать, чтобы добиться в их развитии успешных результатов. Для них сегодня в регионе предусмотрено персональное сопровождение (индивидуально и в группе). В нынешнем учебном году в учреждениях образования введены ставки для 27 персональных сопровождающих, которые работают непосредственно с 30 детьми-аутистами.

– В областном ЦКРОиР действует ресурсный центр по работе с данной категорией детей, а здесь уже говорим об инклюзии в более широком понимании. Предполагается также работа с общественностью, педагогами, причем не только учреждений дошкольного, общего среднего образования, но и профессионально-технического, среднего специального, – поясняет Марине Григорьевна.

На сегодняшний день инклюзивное образование практикуется на экспериментальной основе.

Оно, в первую очередь, предоставит родителям более широкий выбор возможностей получения образования их детьми с ОПФР: от учреждения специального образования до структур совместного (интегрированного, инклюзивного) образования.

В области активно практикуется организация и проведение совместных, инклюзивных мероприятий различных видов: фестивалей художественного творчества, праздников, квест-игр, выставок, игровых и развлекательных программ, различных акций и экскурсий. В учреждениях образования регулярно проводятся мероприятия спортивно-оздоровительного характера с участием всех детей, в том числе с инвалидностью. Ведется целенаправленная работа по формированию инклюзивной толерантности среди педагогической и родительской общественности.

Основные пути развития инклюзии в учреждениях образования определены Концепцией развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь и Государственной программой ”Образование и молодежная политика“ на 2016-2020 годы. Многие меры, принимаемые на Витебщине по созданию условий для детей с особенностями в развитии, продиктованы как раз данным документом.

В частности, как рассказала первый заместитель начальника главного управления по образованию облисполкома Елена Богданович, в регионе проводится последовательная работа по распространению идей инклюзивного образования, созданию адаптивной образовательной среды, технологизации учебного процесса с учетом особенностей и способностей детей. Организованы подвоз детей-инвалидов в учреждения дошкольного и общего среднего образования, бесплатное пользование учебниками, проживание и питание.

В Витебской области 21 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обеспечивает раннее выявление детей, нуждающихся в специальной образовании и коррекционно-педагогической поддержке, и оказывает им, а также педагогам и родителям своевременную помощь. Эффективно решаются вопросы по включению детей в досуговую, культурную и спортивную деятельность.

1-й заместитель начальника главного управления по образованию облисполкома Елена Богданович: Дети должны обучаться вместе, независимо от трудностей или различий.

Эту мысль также озвучила  главный научный сотрудник лаборатории специального образования Национального института образования Татьяна Лисовская, принявшая участие в областной конференции «Актуальные проблемы образования детей с особенностями в развитии: опыт, тенденции, перспективы» в Витебске и дала оценку образовательной системы северного региона в разрезе инклюзии.  

– Особенно хочется отметить, что в Витебской области коррекционно-педагогическая помощь оказывается каждому ребенку, который в ней нуждается. Перед нами сегодня стоит задача своевременно включить таких детей в коррекционно-педагогический, образовательный процесс. Чем раньше окажем квалифицированную помощь, тем больше нивелируем особенности развития, и обучение будет успешнее, – сказала специалист.

Она особенно отметила опыт СШ №8 Новополоцка по включению детей с особенностями развития в общеобразовательную среду. И не случайно. Именно эта школа одна из первых в области внедрила инклюзию. 

Интеграция на практике 

Как такие подходы работают на практике, мы поинтересовались у педагогов новополоцкой школы. В нефтеграде при поддержке ЕС реализуется городской проект ”Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу“, а в СШ № 8 в настоящее время реализуется областной творческий проект ”Внедрение модели инклюзивного образования в учреждении общего среднего образования“.

Сейчас в школе учится около 400 ребят, из них примерно 40 имеют нарушения функций опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи, интеллектуальную недостаточность и др. И для всех учащихся школа старается обеспечить равно комфортные условия.

Как рассказала заместитель директора по учебной работе Татьяна Парадня, специально для детей с трудностями передвижения был построен лифт, в школе работает сопровождающий для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Функционирует класс для организации дистанционного обучения детей с ОПФР, которые временно или постоянно обучаются на дому.

Благодаря погружению в обычную школьную среду необычные дети добиваются достижений, участвуют в научно-исследовательских конференциях, предметных олимпиадах.

Подготовленными к жизни оказываются эти мальчишки и девчонки, покидая стены родной школы. Так, выпускница с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата поступила и успешно обучается на юридическом факультете Полоцкого госуниверситета. Ребята получают профессии в лицеях и техникумах области, устраиваются на работу.   

В республиканском экспериментальном проекте ”Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с особенностями психофизического развития“ (2018 – 2021) участвует Октябрьская средняя школа Витебского района.

Здесь также инклюзивная атмосфера способствует раскрытию и развитию творческих способностей «особенных» школьников. Так, Тадеуш Урбель имеет успехи в художественном творчестве и макросъемке, что не раз демонстрировал на региональных мероприятиях, конкурсах и инклюзивных выставках.

Педагоги отмечают, что именно в экспериментальных классах дети с особенностями в развитии лучше социализируются. Ребята более сплоченные, все вместе участвуют в школьных мероприятиях, акциях, конкурсах, исследовательской деятельности.

В плюсах интегрированного и инклюзивного образования для детей с особенностями в развитии сомневаться не приходиться, да и родители только рады, что их чада учатся в равных условиях с остальными. А вот как относятся к этому мамы и папы здоровых детей? 

Специалисты отмечают, что родители понимают и принимают специфику учреждений образования. Более того, у обычных ребят благодаря общению с «особенными» одноклассниками формируется чувство доброты, сопереживания, понимание того, что мир разнообразен и людей надо принимать такими, какие они есть.

Гостевой учитель из Латвии 

И все же стоит признать, что тема инклюзии для большинства белорусских школ еще достаточно нова. Поэтому обмен опытом с зарубежными коллегами важен. В Витебской области есть примеры такого сотрудничества, в частности, между Дагдским краем Латвии и Верхнедвинским районом, которое возникло еще в 2014 году. Тогда впервые начали практиковать гостевое преподавание – латвийские педагоги в игровой форме проводили занятия для ребят Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Верхнедвинске. В свою очередь, наши преподаватели ежегодно приезжают к зарубежным коллегам на семинары и совместные мастер-классы.

– Нам также интересен опыт Витебской области в работе с детьми с особенностями развития. Мы заинтересованы в расширении контактов с регионом. Так, посетили коррекционно-развивающий центр в Лепеле, с которым хотелось бы наладить такое же сотрудничество, как и с верхнедвинским, – говорит начальник отдела образования, культуры и спорта Дагдского края Мария Мицкевича во время визита на Витебщину.

 *** 

Сегодня не только родители особенного ребенка должны думать, сможет ли он учиться в общеобразовательной школе, но и учреждения образования должны создавать специальные условия с учетом потребностей и особенностей всех обучающихся для их качественного обучения и успешной социализации. К такому итогу пришли участники областной конференции. А изменение подходов в образовании в пользу инклюзии начинается с реформирования мышления общества и каждого из нас в отдельности.

Фото Натальи РЫЖКОВОЙ