Автор: . Дата создания:

Незаурядные, креативные, увлеченные педагоги – жемчужины любой современной школы. Именно таким является учитель физики витебской СШ №35 Дмитрий Ротта, заражающий энтузиазмом и работоспособностью не только школьников, но и своих коллег.

Благодаря его активности в школе открылся собственный ресурсный центр по энергосбережению, в кабинете физики заработали солнечный коллектор и бойлер, подогревающий воду, а вместо устаревшей электрической системы для проведения лабораторных работ появилось экономичное оборудование на солнечных панелях и светодиодах. Недаром учащиеся, подготовленные Дмитрием Дмитриевичем, – частые победители различных научных конференций. По итогам областного конкурса школьных проектов «Энергомарафон», в котором участвовали 359 работ из всех районов Витебщины, представители СШ №35 завоевали первое место. Кроме того, не первый год его ученики представляют Витебщину на республиканской выставке «100 идей для Беларуси».

Дмитрий Ротта преподает уже 30 лет, но он по-прежнему открыт для новых идей и проектов, с удовольствием работает с детьми, ведет факультатив «Энергия и окружающая среда».

– Мне всегда была интересна физика, и есть желание делиться знаниями с другими,  –  рассказывает педагог. – Хочется, чтобы наша молодежь не только потребляла, но и созидала. На уроках и факультативах мы постоянно экспериментируем, что-то мастерим, разрабатываем конструкции энергоэффективных устройств.

Учитель подчеркивает, что главная цель изобретений – не их внедрение в производство, а обучение детей, развитие конструкторской мысли. Его ученики регулярно участвуют в профильных конференциях и конкурсах. Так, Артем Овчинников представлял модель энергоэффективной канатной дороги, в которой используется энергия ветра и солнца, и автономный мобильный подогреватель конвекционного типа для нагревания пищи, работающий от напряжения 12 вольт. А Стас Шаровский предложил производить строительные материалы из вторсырья – бумаги, пенопласта, синтетических отходов и даже шерсти. Александр Чернов делился опытом, как применять энергию ветра в различных энергоэффективных конструкциях.

Среди недавних значимых проектов — «Альтернативная энергетика в школьном кабинете физики», которым занимаются Артем Овчинников и Илья Вашков. Дело в том, что в СШ №35 за исключением столовой нет горячего водоснабжения, и школьники вместе с учителем нашли выход. В прошлом учебном году создали опытный образец солнечного водонагревателя. В этом – подключили его к крану с холодной водой, а недавно модернизировали: на базе защитного экрана на батарее центрального отопления смонтировали бойлер косвенного нагрева, и теперь независимо от погоды в кабинете физики всегда есть теплая вода. Также юные конструкторы переоснастили комплект приборов для лабораторных работ по электричеству и оптике. Теперь аккумуляторы на солнечных панелях и светодиоды позволяют экономно и без лишнего оборудования проводить опыты. Дмитрий Ротта подсчитал, что новшество ежегодно экономит около 400 кВт*ч энергии. 

Еще одна гордость педагога – музейная комната, превращенная его руками и при поддержке администрации школы в ресурсный центр по энерго­сбережению. Здесь проходят факультативы, занятия объединений по интересам, экскурсии. Чего тут только нет! Множество методических материалов, ветроустановки, строительные материалы из вторсырья, оборудование для ветрорекламы и многое другое. В мечтах у Дмитрия Дмитриевича – установка здесь велогенератора, а в идеале  — получение современного кабинета физики.  

– Когда дети делают что-то нужное и полезное своими руками, они учатся с радостью, – отмечает педагог.

Фото Антона Степанищева