Автор: . Дата создания:

15 сентября на Витебщине закончилась вступительная кампания в учреждения профессионально-технического образования (ПТО). Как и в прошлом году, зачислено около 4 тысяч молодых людей: хоть и не без сложностей, план набора на бюджетные места выполнен почти на 100%.

Но уже в 2017-м систему профтеха ожидают большие изменения. Сократится прием, и ставка будет делаться только на востребованные в реальном секторе экономики специальности. Дело в том, что уже нынче каждый пятый выпускник учреждений профессионально-технического и среднего специального образования (ССО) Витебщины мог оказаться без гарантированного государством первого рабочего места. Лишь благодаря усилиям учебных заведений и всех заинтересованных структур свободное трудоустройство в итоге получили лишь 185 выпускников. Однако это почти в три раза больше, чем в 2015-м.

Почему, несмотря на, казалось бы, стабильный спрос на рабочие руки, учащиеся профтеха оказываются без дела, и что ждет профессиональное образование области в ближайшее время, рассказал начальник отдела профессионального, среднего специального и высшего образования управления образования облисполкома Сергей Коваленко.

— Приемную кампанию начали 30 учебных заведений системы ПТО, а закончили 28 – из-за резкого снижения количества учащихся перестали функционировать как самостоятельные юридические лица Борковичский профлицей в Верхнедвинском районе и станкоинструментальный колледж в Витебске, — рассказал Сергей Александрович. – И хотя план приема по области в целом выполнен на 96% в системе ПТО и на 96,2% — ССО, напряженность действительно чувствовалась. Если бы не огромная профориентационная работа всех заинтересованных учреждений и органов власти, ситуация могла бы быть намного хуже.

— Почему выпускники школ не хотят получать рабочие специальности?

— Это комплексная проблема. Во-первых, в текущем году остались практически прежними контрольные цифры набора в вузы. Логично, что вчерашние школьники предпочитают высшее образование профессиональному с учетом того, что больших проблем с поступлением в ряд вузов нет. Высшее образование стало не элитарным, а доступным, массовым. К тому же в области функционируют 8 средних специальных учебных учреждений, работающих по непрерывной системе образования – как филиалы столичных и областных вузов. Цифры приема им доводятся сверху, и мы не можем на это влиять. Но при этом не уточняется, нужно ли столько специалистов нашему региону.

Во-вторых, в старших классах развивается профильное обучение, что дает возможность детям углублять знания, лучше готовиться к поступлению в вузы. Поэтому мы понимаем, что желающих после девяти классов идти в колледжи и лицеи вряд ли прибавится.

В-третьих, остаются миграционные и демографические проблемы. Хотя в ближайшие годы демографическая ситуация обещает стабилизироваться, все равно сеть учебных заведений ПТО нуждается в оптимизации. 

— Насколько я знаю, раньше проблем с распределением выпускников лицеев и колледжей не было: толковые ребята находили себе первое рабочее место еще во время практики. Почему сейчас более 180 выпускников получили свободное трудоустройство?

— Буксует экономика – нет роста производства, происходят сокращения и реорганизации на предприятиях. В этом году первое рабочее место не удалось предоставить в основном молодым специалистам строительного и нефтеперерабатывающего профиля. Традиционно сложнее трудоустроить выпускников колледжей на должности специалистов, чем рабочих. Первые в большей степени являются персоналом среднего звена, а таких на производстве всегда немного. Легче найти работу в медицине, культуре, сфере услуг.

— Планируется ли с учетом всего вышесказанного сокращать бюджетные места?

— Да. В октябре проведем анализ заказа на подготовку кадров рабочих и специалистов для экономики области и будем формировать контрольные цифры приема. При этом они обязательно согласуются с исполнительной властью городов и районов, а также Министерством образования. Предположительно набор сократится на 10 – 15%. При этом во главе угла стоят отраслевой подход и реальный спрос на специалистов: мест будет ровно столько, сколько заявок от предприятий. Также мы надеемся, что благодаря иностранным инвестициям в Витебске активизируется возведение жилья, а значит, вновь появится спрос на строителей.

Продолжится оптимизация учреждений профессионального образования. Ставка делается на создание учебных комплексов-кластеров, где бы реализовывалось непрерывное обучение по системе «лицей – колледж — вуз», а также на расширение спектра подготовки в региональных колледжах.

Также в течение года планируется проанализировать ситуацию на рынке труда с учетом перспектив его развития и составить топ-50 наиболее востребованных, новых и перспективных профессий, которые требуют профессионального образования. В России такой перечень уже есть. Согласно ему наиболее перспективные — автомеханик, администратор баз данных, графический дизайнер, косметолог, лаборант химического анализа, мастер декоративных работ, мастер столярно-плотницких работ, метролог, мехатроник, мобильный робототехник. Проблема в том, что в Беларуси ряда профессий пока нет в едином республиканском квалификационном справочнике, следовательно, подготовка по ним вестись не может.

— На какие специальности системы ПТО нынче был наибольший проходной балл?

— Традиционно высокий балл при поступлении на профессии повара, официанта, бармена, оператора почтовой связи, строителя (особенно отделочника, электрогазосварщика), парикмахера. При этом рынок уже переполнен парикмахерами, но спрос остается. Из-за проблем с последующим трудоустройством мы будем вынуждены искусственно сокращать набор. Похожая ситуация складывается и среди специальностей в сфере нефтепереработки. Спрос среди абитуриентов есть, а заказа нет.

— Правда ли, что в ближайшем будущем быть просто хорошим специалистом с узкой рабочей специализацией окажется недостаточно?

— Совершенно верно. Мы на пороге очередной технологической революции. По подсчетам экспертов, уже к 2020 году половине рабочих, возможно, придется поменять свою специальность. Например, в Финляндии, Южной Корее начаты эксперименты по работе общественного транспорта без водителей. Новые тракторы вскоре смогут выходить в поле без механизатора – по GPS-навигации. С введением в строй Белорусской АЭС значительно изменится структура теплоэнергетики – на смену придет электроснабжение. Для целой отрасли поменяется заказ на подготовку кадров. 

И сегодня мы уже готовимся к этому, давая возможность учащимся лицеев и колледжей (прежде всего вчерашним девятиклассникам) получать несколько специальностей. В будущем это позволит им легче конкурировать на рынке труда. Например, раньше квалификация «Оператор ЭВМ» была чем-то новым и современным, а сейчас это фактически составная часть многих профессий. Сегодня на Витебщине ведется подготовка по специальностям «Официант-бармен», «Швея-парикмахер», «Водитель-электрогазосварщик» и так далее. Все подчиняется спросу на рынке труда.

— Больная тема – качество образования в системе ПТО. Многие задаются закономерным вопросом: чему могут научить теоретики на устаревшем оборудовании учебно-производственных мастерских?

— Действительно, проблемы с материально-техническим обеспечением есть. Из-за невысоких зарплат в ссузы не приходят сильные практики с передовых производств (им не засчитывается опыт работы на предприятии, нет педстажа, высоких квалификационных категорий, а значит, и доплат), стареют кадры – в системе ПТО трудится около 20% пенсионеров. Поэтому сейчас и делается акцент на создании мощных в материальном и кадровом плане образовательных кластеров.  За этим будущее. Система ПТО будет адаптироваться к веяниям времени. Отказываться от нее совсем нельзя – настоящие профессионалы начинают свою карьеру именно в профтехе.

Кстати

Сегодня не обязательно полностью модернизировать учебно-производственные мастерские – достаточно установить универсальные компьютерные симуляторы. Например, в этом году в Новополоцком профессионально-техническом колледже строителей закупили оборудование, которое заменяет сразу четыре вида сварочных аппаратов. Похожее есть и для подготовки водителей.

Фото Дмитрия Осипова