Автор: . Дата создания:

В нынешнем году на некоторые специальности ветакадемии конкурс составил 3,6 человека на место. Как удалось привлечь абитуриентов, почему некоторые золотые медалисты предпочитают платную форму обучения об этом и многом другом «Витебским вестям» рассказал ректор Витебской государственной академии ветеринарной медицины Николай Гавриченко.

Николай Иванович, уже прошло более полугода, как вы возглавили Витебскую ветеринарную академию. Расскажите, как осваивались на новом месте, какие выводы для себя как руководитель сделали за этот небольшой период?

– Я пришел из Белорусской сельхозакадемии, там у меня уже был опыт руководящей деятельности. Трижды был деканом, проректором по научной работе. Вся специфика мне знакома, так что особой разницы я не почувствовал, да и много времени на обкатку не потребовалось. Кадры, которые есть в академии, способны выполнять поставленные задачи, так что особых трудностей нет.

– С чего начинали работу в академии?

– Со знакомства с людьми. Многих преподавателей отлично знал, некоторые из моих учителей – выпускники этого вуза, здесь я защищал кандидатскую диссертацию. Но в академии работает более тысячи человек, необходимо было со всеми познакомиться, выяснить, какие проблемы в подразделениях, чтобы знать, куда дальше следует двигаться. Основное различие по сравнению с БГСХА в материально-технической базе. Горки – современный западный университетский городок, построенный как учебное заведение и имеющий соответствующую инфраструктуру. Ветакадемия моложе и в основном занимает приспособленные помещения. Много студентов, и в те площади, которые у нас есть, с трудом вмещаемся. При этом кадровый и научно-исследовательский потенциал ВГАВМ очень высокий. В рейтинге ста ученых, на которых чаще всего ссылаются при написании научных трудов, 10 наших преподавателей. Это отличный показатель. Необходимо развиваться, нужны современные клиники, новые общежития.

– Вступительная кампания в завершающей стадии. Набор на бюджет уже закрыт, идет прием документов на платную форму. Несколько лет назад ощущался дефицит абитуриентов, на некоторых специальностях был недобор. Как сложилась ситуация в нынешнем году?

– Вступительная кампания прошла успешно. У нас приличный конкурс, проходной балл – 159. В этом году принимаем по двум сертификатам. У абитуриентов был выбор: подавать сертификат ЦТ или пройти вступительное испытание на месте по двум предметам. Этой возможностью могли воспользоваться те, кто набрал низкие баллы или не сдавал ЦТ, в том числе граждане из стран СНГ. Но на практике оказалось, что результаты тестирования, как правило, подтверждаются. Если школьная база слабая, то большой разницы нет.

Самый высокий конкурс традиционно на ветеринарно-санитарную экспертизу – 3,6 человека на место, а если не брать в расчет целевой набор, то и вовсе 6 абитуриентов претендуют на бюджетное место. Прием документов на платную форму обучения еще не закончен, но уже сегодня 2,4 абитуриента претендуют на место для обучения на условиях оплаты по специальности «Ветеринарная медицина». Остались платные места только для тех ребят, которые пришли после колледжа. К слову, выпускники средних специальных учебных заведений, закончившие академию, быстрее адаптируются на производстве, потому что колледж дает определенную практическую подготовку. И таких специалистов с удовольствием берут на работу, они быстрее движутся по карьерной лестнице. В общей сложности мы набрали 480 человек на бюджет, 93 места имеются для платного обучения. Несмотря на то, что документы на внебюджетную форму обучения принимаем до 4 августа, уже понятно, что мы будем полностью укомплектованы. Интересный факт, что многие абитуриенты, особенно из больших городов, Минска целенаправленно поступают на платное. Из пяти золотых медалистов, которые подали документы в академию, двое не претендовали на бюджет. Честно признались, что в перспективе планируют лечить мелких домашних животных: кошек, собак. И попросту не хотят занимать чье-либо место. Это тоже неплохо. После окончания учебы они все равно, отработав по распределению, ушли бы с сельхозпредприятий.

 – Как привлекали молодых людей на учебу в академию и популяризировали ветеринарные специальности?
– Провели довольно неплохую рекламную кампанию, задействовали не только телевидение и радио, но и социальные сети – «ВКонтакте» и «Одноклассники». Там искали потенциальных абитуриентов, которые любят животных, хотят заниматься ими. Современные технологии позволяют отследить эффективность такого способа, можно узнать, кто из пользователей заинтересовался и перешел по ссылке, и даже подал ли он документы. Как думаете, через какую соцсеть больше людей привлекли?

– Наверно, «Вконтакте», там аудитория более молодая, больше абитуриентов…

– Ошибаетесь, из «Одноклассников». Родители, как правило, помогают своим детям сделать выбор, ищут лучшие варианты. С помощью соцсетей о нас узнали и иностранные абитуриенты. В этом году к нам приехали 24 человека из стран СНГ. Среди них парень, у которого бабушка академик в Московской академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.Скрябина. Он недобрал всего одного балла на ЕГЭ и не смог туда поступить. Приятно, что из всех ветеринарных вузов России и Беларуси он выбрал именно наш. Разумеется, решающую роль сыграл авторитет и статус ветакадемии. Международные ветеринарные организации подтверждают, что подготовка специалистов в нашей республике находится на очень высоком уровне. Единственное, мы пока не аккредитованы как вуз в Евросоюзе. Сейчас в этом направлении ведем работу. Уже есть совместный проект с Барселонским университетом. Так что в перспективе мы можем привлекать для обучения молодежь из Европы. Сегодня у нас обучаются студенты из Израиля, Греции, Латвии. За последние полгода нас посетили делегации трех посольств. Думаем, это также связано с исследовательской деятельностью академии. В активе наших ученых – разработки мирового уровня, которые интересны и Востоку, и Западу.

– В Год науки просто невозможно не спросить об исследовательской деятельности. По каким направлениям работают ученые ветакадемии?

– Академия, в принципе, работает по всем направлениям, которые связаны с сельхозпроизводством. Это разработка ветпрепаратов, методов повышения плодовитости, продуктивности, профилактика заболеваний и их диагностика. За последние три года при участии наших ученых было создано около 30 препаратов. Мы задействованы в пяти государственных программах, связанных с разработкой ветпрепаратов, дигностикумов и профилактикой болезней животных. В рамках Союзного государства намечены два крупных проекта с привлечением наших кафедр – эпизоотологии и клинической диагностики. Витебская ветакадемия работает на производство. Ученые востребованы. Ежедневно мы получаем письма с предприятий, в которых просят оказать помощь в разработке мероприятий по лечению животных, профилактике заболеваний, повышению плодовитости и продуктивности.

– На Витебщине вы относительно недавно. Уже успели освоиться? Может быть, появились любимые места в городе?

– Витебск мне и так был почти родным. Будучи аспирантом, я здесь часто бывал. Признаюсь, что я еще до сих пор полностью сюда не перебрался. Пока живу, как студент, в общежитии (смеется). Но дом уже приобрел, сейчас там ремонт. В скором времени ко мне приедет и семья.

– Есть ли у вас хобби?

– Да, шашки. Когда-то у меня был юношеский разряд. В академии по ним регулярно проводятся соревнования.

Справка «ВВ»

Гавриченко Николай Иванович – доктор сельскохозяйственных наук, доцент. В 1991 году с отличием окончил Белорусскую сельскохозяйственную академию, до назначения на должность ректора ВГАВМ (20 декабря 2016 года) работал проректором по научной работе БГСХА, был профессором кафедры биотехнологии и ветеринарной медицины, деканом зооинженерного факультета (позже переименован в факультет биотехнологии и аквакультуры). Имеет более 250 научных работ, в том числе 6 монографий, посвященных проблеме нормализации и повышения воспроизводительной функции крупного рогатого скота. Является соавтором четырех ветеринарных препаратов. Проходил стажировку в учебно-исследовательских университетах и организациях Франции, Израиля, Великобритании, России, Германии, США, Польши.

Фото Антона Степанищева