Автор: . Дата создания:

Средняя школа № 46 г. Витебска им. И. Баграмяна заняла 2-е место среди учреждений образования в республиканском конкурсе «Энергомарафон».

Ученики, педагоги, а также родители включились в реализацию проекта «Современная школа энергосбережения», который помогает экономить электричество и тепло в быту. И в этом плане учреждение образования добилось определенных успехов. Вдохновителем и организатором экологического проекта стала директор школы Ирина Астапенко.

– Как можно сэкономить, например, электричество в быту? Этот вопрос для наших учеников не праздный. И каждый назовет пять – девять способов, как это сделать, – поделилась Ирина Юрьевна и показала памятку, которую, как таблицу умножения, знают ученики как старших, так и младших классов.

Казалось бы, простые вещи: уходя из класса, гасите свет, не оставляйте в спящем режиме компьютеры и ноутбуки, вытаскивайте шнур телевизора из розетки. Даже в таком состоянии в небольшом количестве потребляется электроэнергия. Более того, ребята подсчитали, во сколько это обходится. Включенный телевизор в нерабочем состоянии потребляет, оказывается, 0,079 кВт   ч. Если умножить на 30 дней и на стоимость одного киловатт-часа (0,1484 руб.), то в месяц получится 1 руб. 41 коп. Компьютер в спящем режиме опустошит ваш кошелек в месяц еще почти на рубль. Если все суммировать, то за год получится весомая сумма. И это только по двум позициям. А если заменить обычные лампочки накаливания на энергосберегающие, поставить окна ПВХ, чтобы тепло не выдувало через щели, то сэкономленная сумма подскочит во много раз.

Ученики школы стараются не только сами экономить, но и рекомендуют это делать своим родителям. Меньше пользоваться электрочайником, который много потребляет электроэнергии, брать на работу термос с кофе, чтобы лишний раз не нагревать воду, не оставлять на ночь на подзарядку смартфон.

Чтобы не быть голословными, в школе ведут политику жесткой экономии. И начали с внедрения прогрессивных технологий в быту. Так, в санитарных комнатах установлены сенсорные смесители, реагирующие на движение рук, что значительно экономит воду, а для учеников с ограниченными возможностями еще и шаг в создании безбарьерной среды, на лестничных пролетах четырех этажей появилось восемь датчиков движения. В результате только на электрической энергии школа экономит в месяц 38 руб. Даже с учетом затрат на приобретение приборов (подсчитано, что окупятся за три месяца) это выгодно.

– В нашей школе постепенно обновляется оборудование в школьной столовой, – подчеркнула Ирина Астапенко. – Администрация, энерго-сберегающая дружина (есть и такая) взяли под контроль использование электроэнергии в пищеблоке с целью уменьшения объемов ее потребления, электроплиты включаются строго по графику. Классные помещения, коридоры, места общего пользования освещаются только по необходимости и в четко установленное время, что соответствует санитарным нормам обеспечения процесса обучения и воспитания. В обязанности дежурного администратора, дежурных учителей и дежурных учащихся входит контроль за экономией электроэнергии, выключением освещения в санитарных комнатах во время учебных занятий, части электроламп в кабинетах во время перемен.

Если посмотреть на динамику изменения электропотребления в разрезе трех лет, то очевидно: с каждым годом этот показатель уменьшается, несмотря на большую оснащенность и энергоемкость. Если в 2017-м школа использовала 267,3 тыс. кВт   ч, в 2018-м – 257,9 тыс., то в 2019-м – 256 тыс. кВт   ч.

– На этом мы не остановимся, – продолжила Ирина Юрьевна. – Ведем работу по установке инфракрасных датчиков движения и последующему расчету ресурсной и экономической выгоды от их использования. Одновременно рассчитываем эффективность солнечных батарей и панелей с учетом особенностей нашего учреждения образования. Планируется установка панелей мощностью 300 Вт с номинальным напряжением 24 В. Такая панель вырабатывает в среднем 444,3 Вт в час, или 0,4 кВт в сутки, и позволит экономить 46,7 руб. в год. Чтобы школа перешла на полное самообеспечение электричеством, необходимо установить на крыше около 234 батарей мощностью 300 Вт, но реально только 70 панелей, что позволит вырабатывать 28 кВт в сутки.

В разрезе последних трех лет расход тепловой энергии в СШ № 46 снизился с 702 до 580 Гкал, потребление воды упало с 6,9 тыс. куб. м до 6,3 тыс. Чтобы добиться таких результатов, учреждение образования проводит масштабную работу по всем направлениям, имеется система стимулирования педагогов и технических работников. Ведь мало сказать: нужно экономить, важно перестроить мышление детей и взрослых, чтобы они в повседневной жизни использовали все способы рачительного отношения к ресурсам и делали это без всякого принуждения. К этому пошагово и стремятся в учреждении образования, в «Школе активного гражданина» – «ШАГ», учат решать математические задачи по энергосбережению, организуют встречи с преподавателями вузов и другими специалистами.

Кстати: Сертификат на сумму 100 тыс. руб., полученный по итогам конкурса, будет использован на приобретение солнечных панелей для выработки электроэнергии.

Фото предоставлено СШ № 46.