Автор: . Дата создания:

На днях 40 лет отмечает Витебская школа-интернат для детей с нарушением слуха.

Директор школы-интерната Светлана Алексеевич с воспитанниками

Первые успехи, первая любовь, эмоциональные подъемы или спады, слезы, улыбки, наполненные благодарностью глаза – это то, что видят воспитатели и педагоги этого учебного заведения ежедневно, и о чем рассказывают мамам и папам, живущим вдалеке от своих малышей.

Однако это лишь верхушка айсберга, и работа с родителями начинается уже при поступлении ребенка в школу. Психологи беседуют со взрослыми, стараются поддержать их, ведь зачастую диагноз медиков – пугающая неожиданность для семьи.

Опытные специалисты разъясняют, что нарушение слуха – еще не приговор, и у таких детей всегда можно развить творческие способности. Вселить в родителей веру в своего ребенка – еще одна из ключевых задач, стоящих перед специалистами школы-интерната.

Нужно отметить, что в обществе к людям с нарушением слуха относятся с некоторой осторожностью. И дело здесь не в предубеждении, а в коммуникативном барьере: многие боятся, что не найдут способа пообщаться с человеком, который не слышит речь.

Как отметила директор школы-интерната Светлана Алексеевич, ее подопечные – очень открытые, легко идущие на контакт. Они дружат с хорошо слышащими ребятами, стремятся быть в гуще событий и с легкостью доказывают, что мало чем отличаются от других людей. У них те же потребности, те же стремления.

И что важно: дети, не имеющие проблем со слухом, после контакта с учениками школы-интерната во многом пересматривают свои жизненные приоритеты и ценности, учатся общаться без слов, понимать эмоции по мимике, жестам, взглядам. Они начинают осознавать, что отсутствие нового гаджета вовсе не беда, что все поправимо по сравнению с необратимыми нарушениями здоровья.

Светлана Валерьевна рассказала, как пришла в это учебное заведение. После окончания университета хотела устроиться в соседнюю школу. Потенциальный руководитель сообщил, что есть вакансия в школе-интернате и познакомил с директором спецучреждения Михаилом Здесевым.

Пообщавшись с ребятами, она поняла, что нашла свое место в жизни, и на следующий же день была зачислена в штат педагогом дошкольного отделения. Вот уже 15 лет, 9 из которых занимает должность руководителя школы, Светлана Алексеевич посвящает себя работе с особенными детьми и отмечает, что все работники и учащиеся школы-интерната – не просто сплоченный коллектив, это семья. Если вывести формулу такой семьи, то она будет выглядеть так: молодой задор и креатив + опыт и мудрость = взаимопонимание и успех.

Вообще образование дети с нарушением слуха в Беларуси начали получать еще в XVII веке, когда в Минске было открыто первое подобное учебное заведение для мальчиков из еврейских семей. Позже в Витебской губернии появилась школа, в которой учились дети обоих полов и различных конфессий.

Сегодня педагоги, учитывая наработки прежних лет, ищут новые методики преподавания. Специалисты не только используют накопленные знания на практике, но и занимаются научной работой – рецензируют методическую литературу, проводят семинары и конференции.

Справка «ВВ»: Витебская школа-интернат для детей с нарушением слуха по итогам областного этапа конкурса «Лучшее специальное учреждение образование Республики Беларусь» заняла первое место среди интернатных учреждений.

Здесь живут 116 детей в возрасте от 2 до 18 лет из всех уголков Витебской области. В числе выпускников учебного заведения – победительница международного конкурса красоты Анастасия Вязовская, участник дефолимпийских игр легкоатлет Даниил Дигалевич, победитель Международного конкурса жестовой песни «Сузор’е» Леонид Городецкий и многие другие.

Выпускники школы-интерната наравне со слышащими сверстниками получают среднее специальное и высшее образование в колледжах и вузах города и страны. Они выбирают профессии врачей, ветеринаров, дизайнеров, педагогов, портных, автослесарей, операторов ЭВМ или посвящают себя спорту.

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.